12 июля православные христиане отмечают день святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, установленный в память о двух величайших проповедниках раннего христианства. Эти апостолы прошли совершенно разные пути к вере, но оба отдали жизни за проповедь Евангелия.
Значение праздника Петра и Павла
Православная Церковь называет апостолов Петра и Павла первоверховными не случайно. Они стоят особняком среди двенадцати учеников Христа — каждый по-своему уникален и незаменим в истории христианства.
Петр получил свое прозвище от Самого Господа. «Камень» — так переводится это имя с греческого. Христос увидел в простом рыбаке Симоне твердость веры, на которой можно построить Церковь. Правда, до этой твердости Петру предстояло дорасти через падения и покаяние.
Павел же вообще не входил в число двенадцати апостолов. Более того — он был их гонителем. Савл (его первоначальное имя) охотился за христианами с особым рвением, считая их еретиками. И вдруг — полный поворот, обращение, которое потрясло весь тогдашний мир.
Жизненный путь апостола Петра
Симон-рыбак жил обычной жизнью галилейского труженика, пока не встретил Христа. Вместе с братом Андреем (будущим Первозванным апостолом) они ловили рыбу на Генисаретском озере, когда услышали призыв: «Идите за Мною».
Характер у Петра был горячий, импульсивный. Он первым исповедал во Христе Мессию, за что и получил свое новое имя. Но тот же пылкий нрав сыграл с ним злую шутку в решающий момент.
Когда Христа арестовали, Петр поначалу следовал за Ним. Даже мечом махнул, защищая Учителя. А потом испугался. Трижды отрекся — именно так, как предсказывал Спаситель. «Не знаю этого человека», — говорил тот, кто клялся умереть за Господа.
После Воскресения Христос явился ученикам на берегу того самого озера, где когда-то призвал их. И задал Петру вопрос: «Любишь ли Меня?» Трижды задал — по числу отречений. Трижды Петр ответил утвердительно. С того дня он больше никогда не колебался.
Первая проповедь Петра в день Пятидесятницы обратила ко Христу три тысячи человек. Дальше — путешествия по Средиземноморью, чудеса, исцеления, основание христианских общин. Петр дошел до самого Рима — тогдашней столицы мира.
Два послания апостола Петра вошли в Новый Завет. В них он укрепляет верующих, предостерегает от лжеучителей, готовит к грядущим испытаниям.
Смерть свою Петр принял в 67 году при императоре Нероне. Распяли его в Риме головой вниз — по собственной просьбе. Считал себя недостойным умереть так же, как Учитель.
Служение апостола Павла
История обращения Савла стала одним из самых драматических эпизодов раннего христианства. Образованный фарисей, римский гражданин, он получил официальные полномочия преследовать христиан даже за пределами Палестины.
По дороге в Дамаск случилось невероятное. Ослепительный свет с неба, голос Христа: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Три дня слепоты, затем крещение и полное изменение жизни.
Павел стал самым активным миссионером ранней Церкви. Три больших апостольских путешествия — по Малой Азии, Греции, островам Средиземного моря. Везде основывал христианские общины, рукополагал епископов и пресвитеров.
Четырнадцать посланий апостола Павла составляют значительную часть Нового Завета. В них — богословие, практические советы, пророчества о будущем Церкви. Павел первым четко сформулировал, что христианство — не иудейская секта, а универсальная религия для всех народов.
Как римский гражданин, Павел имел право на особый суд. Этим правом он и воспользовался, когда иудеи в очередной раз попытались его убить. Два года провел под арестом в Кесарии, затем отправился в Рим.
Мученическую смерть принял в 67 году — в том же, что и Петр. Только не на кресте, а от меча палача. Римских граждан не распинали.
Время празднования дня Петра и Павла
12 июля — фиксированная дата в церковном календаре. По старому стилю это 29 июня. Праздник непереходящий, то есть не зависит от даты Пасхи.
Интересно, что точные даты смерти апостолов историки до сих пор спорят. Одни считают, что казнили их в один день. Другие утверждают — с разницей в год. Церковное предание, записанное святителем Димитрием Ростовским, говорит о годичном промежутке.
Церковная история праздника Петра и Павла
Установление праздника связывают с перенесением мощей апостолов в Риме. Это произошло 29 июня 258 года во время гонений императора Валериана. Христиане хотели сохранить святыни и тайно перенесли их в катакомбы.
Когда гонения прекратились, император Константин Великий в 324 году повелел построить храмы в честь апостолов в Риме и Константинополе. С тех пор праздник стал отмечаться еще торжественнее.
Первые храмы в честь Петра и Павла появились практически одновременно в обеих столицах Римской империи. Это показывает, насколько важными считались эти святые для всего христианского мира.
Празднование дня Петра и Павла на Руси
Христианизация Руси принесла почитание апостолов Петра и Павла на славянские земли. По преданию, равноапостольный князь Владимир привез из Корсуни первую икону святых апостолов.
Эту икону позже поместили в Новгородский Софийский собор. До наших дней там сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра — свидетельство раннего почитания святых на Руси.
В 1185 году в Новгороде построили первый на русской земле монастырь в честь первоверховных апостолов. Имена Петр и Павел стали популярными среди русских святых. Их изображения — обязательный элемент иконостаса любого православного храма.
Иконы святых Петра и Павла
Иконописная традиция сложилась довольно рано. Уже на первых иконах апостолов часто изображали вместе — как символ единства Церкви из иудеев и язычников.
С XVI века утвердился канон: Петр и Павел изображаются обращенными друг к другу. Это подчеркивает их духовное единство при внешних различиях.
Петр традиционно держит ключи от Царства Небесного — те самые, что обещал ему Христос. Иногда в руках у него свиток с апостольским учением.
Павел почти всегда изображается с книгой или свитком — напоминание о его многочисленных посланиях. Иногда в руках у него меч — символ мученичества и «меча духовного», которым он сражался за веру.
Духовное значение праздника Петра и Павла
Каждый из многодневных постов православного календаря готовит верующих к важному празднику. Петров пост завершается днем памяти апостолов — и это неслучайно.
Протоиерей Игорь Фомин объясняет: посты готовят нас к праздникам перехода. Рождественский пост — к приходу Бога в мир. Великий пост — к Воскресению. Петров пост — к воспоминанию о переходе апостолов в вечность.
Петр и Павел — два светильника веры, через которых христианство распространилось по всему миру. Их различные пути к Богу показывают, что каждый человек может найти свою дорогу ко спасению.
Богослужебные песнопения апостолам Петру и Павлу
Тропарь праздника прославляет апостолов как первых среди учеников и учителей всей вселенной:
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
В переводе: «Первые среди апостолов и учители вселенной, молите Владыку всех даровать мир вселенной и душам нашим великую милость».
Кондак подчеркивает их непоколебимость в проповеди:
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная.
Смысл: «Непоколебимых проповедников истины, высших из учеников Твоих, Господи, Ты принял в блаженство и покой. Их труды и смерть Ты оценил выше всех жертв, Единый, знающий сердца».
Молитвенные обращения к святым апостолам
Молитва святому апостолу Петру особенно трогательна. В ней верующие просят помощи того, кто сам знает, что такое падение и покаяние:
О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего приятый из вод волнующихся и крайняго потопления свобождшийся! Не забуди и нас, убогих, в тине греховной увязших и волнами житейскаго моря заливаемых…
Молитва апостолу Павлу обращается к нему как к избранному сосуду благодати:
О святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю… не гнушайся мене сквернаго, возстави падшаго греховною леностию…
Обе молитвы отражают главное: апостолы близки людям именно потому, что прошли через человеческие слабости к духовной высоте.
Русские традиции праздника Петра и Павла
Народ дал празднику множество имен: Петр-Павел, Петрок, Петры-Павлы, Мирская свеча, Зеленый покос, Красное лето. Каждое название отражало разные стороны праздника.
12 июля считалось днем рыбаков — ведь Петр был рыбарем до призвания. В этот день заканчивался весенний рыболовный сезон и начинался летний. Рыбаки собирали деньги на большую свечу — «Петру-рыболову на мирскую свечу». Ее ставили в храме перед иконой апостола.
Молодежь в деревнях устраивала ночные гуляния. Шли в поле, проводили там всю ночь, «караулили солнышко». Считалось, что солнце в день Петра и Павла играет особенными цветами, переливается как радуга.
Это поверье связано с церковным песнопением: «Солнце правды, Христос Бог наш, возсия апостолов Твоих светом». Народное сознание буквально восприняло поэтический образ.
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
Собор святых Петра и Павла стал архитектурной доминантой Петербурга. Его строительство началось через несколько лет после основания Петропавловской крепости.
Существует легенда: Петр I сам определил место будущего храма, положив крест-накрест два куска дерна в центре крепости. Сначала построили деревянную церковь, потом заменили каменной.
Архитектор Доменико Трезини создал уникальный проект. Строительство длилось с 1712 по 1733 год. Первый камень заложил сам император, второй — Екатерина I.
Главная особенность собора — его колокольня высотой 122 метра. Золоченый шпиль венчает фигура ангела с крестом. В 1830 году крестьянин Петр Телушкин совершил подвиг — залез на самый верх шпиля без лесов, только с веревочной петлей, чтобы отремонтировать поврежденный крест.
Иконостас собора — настоящее произведение искусства. Его создавал архитектор Иван Зарудный в 1721-1725 годах. Иконы писали лучшие мастера того времени.
Собор стал усыпальницей российских императоров. Здесь покоятся все правители, начиная с Петра I (кроме Петра II и Ивана Антоновича).
История Петропавловской крепости
С закладки крепости началась история Северной столицы. 16 мая 1703 года Петр I «тое крепость на свое государское именование прозванием Петербург обновити указал».
Место выбрали стратегически важное — Заячий остров в устье Невы. Отсюда можно было контролировать все водные пути к морю.
Первоначально крепость строили из земли и дерева. В 1706-1740 годах перестроили в камне по проекту Доменико Трезини. Стены достигали 12 метров в высоту и 20 — в ширину.
Крепость окружали рвы с водой. Шесть бастионов получили имена ближайших сподвижников Петра: Государев, Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин, Меншиков.
Петропавловская крепость ни разу не подвергалась осаде. Зато стала политической тюрьмой Российской империи. Здесь содержались декабристы, народовольцы, революционеры разных поколений.
С 1924 года крепость — музей. Сначала историко-революционный, теперь — филиал музея истории Санкт-Петербурга.
Слово митрополита Антония Сурожского
Митрополит Антоний Сурожский в своих проповедях особенно подчеркивал человечность апостолов:
«Когда мы думаем о святых, мы всегда думаем об их величии; они нам представляются как гиганты, как герои духа. Мы можем вдохновиться их героизмом, но часто нам кажется, что нам до них так далеко».
Владыка напоминал: Павел шел в Дамаск преследовать христиан. Петр трижды отрекся от Христа. Но оба они встретились с живым Богом и изменились.
«Сила Божия в немощи совершается», — цитирует владыка слова апостола Павла. «Только отдай свою душу правде, истине, Богу, любви — и в твоей немощи проявится вся несокрушимая Божия сила».
Эти слова — ключ к пониманию праздника. Петр и Павел стали великими не потому, что изначально были безупречными. Наоборот — их величие в том, что они прошли путь от падения к святости.
В день их памяти Церковь напоминает: каждый человек может стать апостолом — свидетелем Христа в своей жизни. Для этого не нужно быть изначально совершенным. Нужно только искреннее желание следовать за Спасителем.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.