Каждый год 14 октября православная Россия отмечает один из самых трогательных праздников церковного календаря. Покров Пресвятой Богородицы родился из видения, которое больше тысячи лет назад потрясло молящихся в далеком Константинополе. Странно, но именно на Руси этот праздник пустил самые глубокие корни — здесь его помнят и чтут больше, чем даже в Византии, где все началось.
Суть праздника Покрова Богородицы
Полное церковное название звучит торжественно: Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Но за этими официальными словами скрывается простая и понятная каждому истина — Божия Матерь не оставляет людей в беде.
В основе праздника лежит чудесное событие X века. Богородица явилась молящимся во Влахернском храме и распростерла над ними свой омофор — головное покрывало. Этот жест стал символом защиты и заступничества. Примечательно, что Покров празднуется исключительно в Русской Церкви — ни греки, ни другие православные народы не включили его в свой календарь с такой значимостью.
Когда отмечают Покров
Дата фиксированная — 14 октября по новому стилю, что соответствует 1 октября по старому церковному календарю. Праздник относится к великим в русской традиции, хотя и не входит в число двунадесятых.
Пост в этот день не предусмотрен. Если Покров выпадает на среду или пятницу — традиционные постные дни недели — верующим разрешается употреблять рыбу. Церковь как будто специально облегчает ограничения, подчеркивая радостный характер праздника.
События той памятной ночи в Константинополе
Чтобы понять глубину происшедшего, нужно представить атмосферу осажденного города. К стенам Константинополя подступили вражеские войска. В те времена захват столицы почти всегда означал резню мирного населения — жители это прекрасно понимали.
Священники не покидали храмы, молясь об избавлении. И вот около четырех утра произошло то, что потрясло очевидцев. Юродивому Андрею Константинопольскому — славянину, когда-то попавшему в византийский плен — открылось удивительное видение.
На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, окруженную небесным светом, ангелами и святыми. Святитель Димитрий Ростовский так описывает кульминацию: Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом».
Чудо не заставило себя ждать. Поднялась буря, разметавшая вражеские корабли. Город спасся от неминуемого разорения.
Кто были эти загадочные завоеватели
Здесь начинается одна из самых интригующих загадок праздника. Кем были те «варвары», от которых заступилась Богородица? Существуют две основные версии.
Первая называет нападавших сарацинами — арабскими войсками, которые в то время активно воевали с Византией. Но есть и другая, более неожиданная версия.
Известный церковный историк Антон Карташов приводит убедительные аргументы в пользу того, что осаждали Константинополь русские дружины князей Аскольда и Дира. Патриарх Фотий оставил описание тех событий, которое хронологически указывает на 866 год — время как раз подходящее для похода русов.
«Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца» — писал патриарх. Он говорит о «варварских кораблях, дышащих чем-то свирепым, диким и убийственным», о воинах, «поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью».
Если это действительно были русы, то история приобретает совершенно особый смысл. После неудачного похода Аскольд и Дир прислали в Византию посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственных язычников заинтересовало: что это за Бог у греков, способный разметать могучее войско одной бурей?
К концу жизни оба князя приняли крещение, а вместе с ними крестились многие дружинники. Поражение в военном походе обернулось духовной победой — недаром эти события иногда называют «первым крещением русов».
Как праздник пришел на Русь
Установление праздника на русской земле связывают с именем святого князя Андрея Боголюбского. В XII веке он построил знаменитый храм Покрова на Нерли — один из самых поэтичных памятников древнерусского зодчества.
Сохранился текст из русского Пролога XII века, объясняющий мотивы установления праздника: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».
Простыми словами: услышав о чудесном заступничестве, русские люди не могли смириться с тем, что такое событие остается без празднования. Сердце подсказывало — нужен особый день памяти.
Иконографические традиции
Древнейшие изображения Покрова на Руси датируются XIV веком. Их можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях Снетогорского монастыря во Пскове.
Сложились две основные иконографические школы — «суздальская» и «новгородская». В суздальском варианте Богородица сама держит омофор, простирая его над верующими. Храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее, — классический образец этой традиции.
Новгородская иконография решает композицию иначе: омофор поддерживают ангелы, а Божия Матерь изображается внутри храма. Одна из ранних икон такого типа происходит из Зверина монастыря (1399 год) и находится сейчас в Новгородском музее.
К концу XV века обе традиции начали сближаться, давая богатые композиционные варианты.
Богослужебные тексты праздника
Тропарь (глас 4)
Днесь, благовернии людie, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
В современном переводе: «В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших».
Кондак (глас 3)
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Перевод: «Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога».
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Покров день в народной традиции
На Руси церковный праздник сросся с народным календарем так органично, будто так было всегда. Покров получил множество имен: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, День Романа Сладкопевца, а чаще всего — просто Покров-Батюшка.
К этому времени (1 октября по старому стилю) завершались полевые работы. Крестьяне готовили дома к зиме, девушки собирались на посиделки. Начинался осенний свадебный сезон — время, когда молодые люди особенно надеялись на покровительство Божией Матери в устройстве семейного счастья.
Покров воспринимался как «встреча Осени с Зимой». Ждали первый иней, который «покрывал» землю белой пеленой. Крестьяне связывали церковное понятие «покров» с бытовым обычаем: после свадьбы женщина должна была ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» оставались лишь девицы.
Этот день был насыщен приметами и обрядами. Если на Покров выпадал снег — зима будет суровой. Каков Покров, такова и зима. В некоторых местах было принято топить баню и париться березовыми вениками — последний раз до весны.
Покровский монастырь — московская святыня
В 1635 году царь Михаил Феодорович основал у Покровской заставы в Москве женский монастырь. По преданию, его посвятили Покрову Божией Матери потому, что отец царя, патриарх Филарет, скончался именно в этот праздник.
Первоначально обитель называлась «Покрова на убогих домах» — здесь, на окраине столицы, хоронили бездомных, бродяг, казненных преступников. Деревянная Покровская церковь существовала еще до основания монастыря как приходской храм.
В 1808 году вместо обветшавшего деревянного храма возвели каменный собор. Позже территорию украсили церковь Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751 по 1776 год здесь размещалась Духовная семинария. В XIX—XX веках монастырское кладбище стало усыпальницей московского купечества.
Наполеоновское нашествие 1812 года не обошло обитель стороной — французы разорили монастырь, но уже через несколько лет его восстановили. Советские годы принесли тяжелые испытания: в 1926 году взорвали колокольню, закрыли храмы, снесли часовню и памятники. На месте кладбища разбили парк.
Около семидесяти лет в монастырских зданиях располагались конторы, банки, спортзал, бильярдная. Возрождение началось в 1990-е годы.
В 1998 году сюда перенесли мощи праведной старицы Матроны Московской, а в 1999-м блаженную причислили к лику святых. Сегодня Покровский монастырь — одно из самых посещаемых мест паломничества в столице.
Духовный смысл праздника
Покров Пресвятой Богородицы — это не просто воспоминание о далеком историческом событии. Этот праздник живет в сердце православного народа как постоянное напоминание о том, что над нами простерт невидимый покров Божественной защиты.
Особенно дорог этот праздник русской душе. Может быть, потому что наша история полна испытаний, когда только чудо могло спасти от беды. А может, потому что в образе Богородицы, укрывающей людей своим покровом, русский человек видит идеал материнской любви и заботы.
Каждый год 14 октября тысячи людей приходят в храмы, чтобы помолиться под защитой этого невидимого покрова. И каждый уносит с собой частичку того умиротворения и надежды, которые дает вера в материнское заступничество Божией Матери.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.