Недавно мы обратились к нашим читателям с просьбой — поделиться фильмами, которые заставляют задуматься о покаянии и внутренних переменах. Ответов пришло больше трёхсот, и многие названия повторялись снова и снова. Получился любопытный список — некоторые картины там ожидаемые, другие стали настоящим открытием.
Сразу предупреждаем: большинство фильмов из подборки созданы для взрослой аудитории. Семейный просмотр тут вряд ли получится — слишком серьёзные темы затрагивают эти работы.
«Восхождение», 1976 год, Лариса Шепитько
Белоруссия, 1942-й. Два партизана отправляются за едой для отряда и попадают в руки карателей. Дальше начинается самое страшное — проверка на прочность человеческого духа. Один ломается, другой идёт до конца.
Шепитько получила за эту работу «Золотого медведя» Берлинского фестиваля. Жюри католической организации тоже не осталось равнодушным. А вот что рассказала об этом фильме одна из наших читательниц:
Мне было десять лет, когда родители повели меня на «Восхождение». Советский ребёнок, который никогда не держал в руках Библию. Но после этого фильма я поняла, что такое предательство, что такое лик — не лицо, а именно лик. Увидела свет, чистоту, высоту. Для меня «Восхождение» стало евангелием. Ведь «покайся» означает «изменись». Вышла из кинотеатра совершенно другим человеком.
«Молчание», 2016 год, Мартин Скорсезе
XVII век, Япония. Католические миссионеры тайно пробираются в страну, где христианство запрещено под страхом смерти. Их ловят. И дают чудовищный выбор: отречься от веры или смотреть, как мучают местных верующих.
Скорсезе долго шёл к этому проекту — экранизация романа Сюсаку Эндо далась ему нелегко. Получилось мощно и болезненно одновременно.
«Господь не молчал. За него говорила вся моя жизнь».
«Белый Бим Чёрное ухо», 1976 год, Станислав Ростоцкий
На первый взгляд — фильм про собаку. На самом деле — про людей, которых эта собака встречает. Хозяин попадает в больницу, Бим ищет его по всему городу. Кто-то помогает псу, кто-то прогоняет, кто-то откровенно вредит.
Троепольский написал повесть после войны, когда понял: людская жестокость проявляется не только в экстремальных ситуациях. Иногда достаточно встретить на улице потерявшуюся собаку.
«У всех бездомных собак когда-то были хозяева».
«Афоня», 1975 год, Георгий Данелия
Слесарь-сантехник Афанасий Борщов живёт как получается. Берёт взятки, дерётся, пьёт, меняет женщин. Доходит до самого дна и вдруг понимает — так больше нельзя.
Данелия снял этот фильм после «Я шагаю по Москве», когда захотелось показать изнанку советской действительности. Получилась комедия, которая смешит до слёз и одновременно заставляет задуматься о собственной жизни.
— Знаешь, что в тебе самое плохое, Борщов? То, что ты равнодушный.
— А я где-то читал, что страшны не предатели и убийцы — они могут только предать или убить. Страшны равнодушные, потому что с их молчаливого согласия происходят все преступления.
«Летят журавли», 1957 год, Михаил Калатозов
Единственный российский фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. История Вероники и Бориса — она остаётся ждать с фронта, он погибает в самом начале войны. Но главное происходит потом, когда война заканчивается и нужно как-то жить дальше.
Розов написал пьесу «Вечно живые» ещё в начале пятидесятых, но поставить её тогда не решились — слишком правдиво показывал войну. Калатозов рискнул экранизировать и не прогадал.
«Любовь — это взаимное головокружение».
«Форрест Гамп», 1994 год, Роберт Земекис
Парень с особенностями развития проживает удивительную жизнь — становится звездой американского футбола, героем войны во Вьетнаме, миллиардером. Но главное его качество не ум и не везение, а способность оставаться самим собой в любых обстоятельствах.
Шесть «Оскаров» в 1995-м году — результат неожиданный даже для создателей фильма. Хэнкс играет так, что забываешь: это актёрская работа.
— Форрест, ты уже выбрал, кем станешь, когда вырастешь?
— А разве я не буду самим собой?
«Список Шиндлера», 1993 год, Стивен Спилберг
Реальная история Оскара Шиндлера — немецкого предпринимателя, который во время войны спас больше тысячи евреев. Сначала он думал только о прибыли, потом понял: есть вещи важнее денег.
Спилберг долго не решался браться за эту тему — казалось, что Холокост нельзя показывать средствами игрового кино. В итоге получился один из сильнейших фильмов в истории.
— Хочу сразу предупредить вас, я еврей!
— А я немец! Вот и познакомились!
«Хористы», 2004 год, Кристоф Барратье
Музыкант не может найти работу и устраивается воспитателем в интернат для трудных подростков. Видит, что жёсткие методы только озлобляют детей, и решает попробовать по-другому — создаёт хор.
Простая история, рассказанная с французским изяществом. Никаких революционных идей — просто показано, как музыка может изменить человека.
«Вижу в глазах ребят желание сбежать и построить хижины поближе к небу».
«Андрей Рублёв», 1966 год, Андрей Тарковский
О реальном Андрее Рублёве известно немного — жил на рубеже XIV—XV веков, писал иконы, создал «Троицу». Тарковский придумал собственную версию жизни великого мастера, наполнил её философскими размышлениями о творчестве и вере.
Получилась работа трудная для восприятия, но невероятно глубокая. Каждый кадр продуман до мелочей, каждая сцена несёт смысловую нагрузку.
«За грехи наши зло человеческий облик приняло. Бог простит, только ты себе не прощай. Так и живи — между великим прощением и собственным терзанием».
«Дирижёр», 2012 год, Павел Лунгин
Известный музыкант возвращается в Россию и узнаёт, что его взрослый сын покончил с собой. Начинает разбираться в причинах трагедии и понимает: во многом виноват сам — выбрал карьеру вместо семьи.
Одна из наших читательниц написала про этот фильм так: «Очень тяжёлая картина. Про нас — тех, кто ради личного успеха забывает о самом главном. Про несостоявшуюся любовь между отцом и сыном. Про то, что каждое наше действие влечёт порой непоправимые последствия».
«12», 2007 год, Никита Михалков
Присяжные решают судьбу восемнадцатилетнего парня, обвиняемого в убийстве приёмного отца. Все улики против подсудимого, дело кажется ясным. Но один из присяжных начинает сомневаться.
Михалков взял за основу американский фильм «12 разгневанных мужчин», но перенёс действие в российские реалии. Получилось своё, самостоятельное произведение.
«Закон превыше всего, но как быть, когда милосердие оказывается выше закона?»
«Причастие», 1962 год, Ингмар Бергман
После смерти жены священник начинает сомневаться в вере. За один день он проходит путь от отчаяния до нового обретения смысла. Бергман умел как никто показывать внутренние переживания человека — без лишних слов, через детали и паузы.
Классика мирового кинематографа, которую изучают в киношколах. Но прежде всего это честный разговор о том, как люди справляются с потерями.
— Мы должны жить дальше.
— Но зачем жить?
«Легенда о святом пропойце», 1988 год, Эрманно Ольми
Бездомный получает от незнакомца деньги с условием — вернуть их не дарителю, а в церковь. Казалось бы, что может быть проще? Но оказывается, отдать долг Богу куда сложнее, чем человеку.
Ольми экранизировал повесть Йозефа Рота деликатно, без лишнего пафоса. Получилась притча о том, как благодать входит в жизнь самых отчаявшихся людей.
— У меня больше денег, чем нужно. Сколько вам требуется прямо сейчас?
— Двадцать франков было бы неплохо.
— Вам наверняка нужно больше. Скажем, двести.
«Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами», 2012 год, Александр Столяров
Фильм по рассказам Христодула Агиорита об афонском старце Паисии и его не слишком усердном послушнике. На первый взгляд — комедия, но глубины в ней не меньше, чем в серьёзной драме.
Столяров сумел показать монашескую жизнь изнутри, без излишнего благоговения и без насмешек. Получилось честно и тепло.
«Страсть к кинематографу — не единственный мой недостаток. Могу вымыть полы во всех храмах мира. И не смириться».
«Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф», 2005 год, Эндрю Адамсон
Экранизация книги Клайва Льюиса — сказка с глубоким христианским подтекстом. Четверо детей попадают через платяной шкаф в волшебную страну, где идёт борьба между добром и злом.
Льюис создавал Нарнию как христианскую аллегорию, но сделал это так тонко, что история работает и без знания подтекста. Просто хорошая сказка о том, как дети становятся героями.
«Когда-нибудь дорастёшь до того дня, когда снова начнёшь читать сказки».
«Остров», 2006 год, Павел Лунгин
Монах Анатолий живёт на северном острове и обладает даром прозорливости. К нему едут люди за советом и исцелением. Но у самого Анатолия есть тайна из прошлого, с которой он никак не может разобраться.
Первый российский игровой фильм о жизни православных монахов стал настоящим событием. Лунгин и Мамонов создали работу, которая одинаково сильно воздействует на верующих и неверующих зрителей.
Шесть призов «Ники», шесть наград «Золотого орла» — результат впечатляющий. А Мамонов, экс-лидер группы «Звуки Му», стал живым примером того, как к вере можно прийти из самых неожиданных мест.
Фильм показывают по «России» на Рождество уже много лет подряд. И каждый раз он вызывает споры — кто-то видит в нём образец духовного кино, кто-то критикует за упрощение сложных богословских вопросов. Но равнодушным не остаётся никто.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.