Когда говорят «буддийские демоны», в голове обычно возникает какая-то дикая мешанина. То ли это монстры из ада, то ли какие-то духи. На самом деле, это и то, и другое, и еще десяток вещей сверху. В буддизме нет четкого понятия «демон», как у нас. Это не армия зла под предводительством местного сатаны.
Чаще всего это просто существа из других миров, которые живут в той же сансаре, что и люди. У них своя карма, свои задачи. Некоторые действительно злые. Другие — просто выполняют свою работу. А третьи и вовсе могут помочь, если найти к ним подход. Так что давай просто пройдемся по списку и попробуем распутать этот клубок.
1. Хэкидзя
Женщина-олень. Звучит красиво, почти как из сказки. И отчасти так и есть — она может олицетворять природу, весну, все такое. Но это только одна ее сторона.
Если люди начинают борзеть — рубить лес где не надо, мусорить — Хэкидзя превращается в настоящего монстра. Она не будет вести душеспасительные беседы. Она просто убьет. В этом вся суть многих «демонов» такого типа. Они не злые по своей природе, они — как стихия. Огонь ведь не злой, когда согревает, но он же и сжигает дотла. Вот и с ней так же.
2. Годзумэдзу
С этим парнем все проще. Годзумэдзу — это «Быкоголовый». Классический образ, почти минотавр. Он работает в буддийском аду, Дзигоку. По сути, он и его напарник Мэдзу («Лошадиноголовый») — это вышибалы на входе.
Их задача — встретить души грешников, сорвать с них все лишнее и оттащить на суд к главному боссу, судье Эмме. Работа неприятная, но это просто работа. Они не искушают живых, не строят козни. Они просто исполнители, часть загробной машины правосудия.
3. Батодзин-они
Еще один персонаж с лошадиной темой, «демон в лошадиной шкуре». Но если Годзу и Мэдзу — это грубая сила, то этот специализируется на психологическом давлении. Он не просто мучает тела в аду. Он заставляет души снова и снова переживать их худшие моменты.
А еще считается, что он может влиять на живых. Подзуживать, провоцировать на ссоры из-за всякой ерунды. Знаешь, когда на ровном месте вспыхивает скандал? Вот, возможно, это его работа. Он как персонификация нашей собственной внутренней грызни.
4. Яся
Тут важно понять: Яся, или правильнее Якша, — это не один конкретный демон. Это целый вид, как эльфы или гномы. И они бывают очень разными.
Большинство из них — духи природы. Могут жить в деревьях, в реках, охранять клады. И характер у них соответствующий. Уважишь его — он тебе поможет. Оскорбишь — пеняй на себя. Некоторые якши со временем стали защитниками буддийского учения. А другие так и остались дикими и опасными людоедами. Так что тут как повезет.
Кстати, есть известная история про якшини Харити. Она воровала и ела человеческих детей. Будда, чтобы ее проучить, спрятал ее собственного ребенка. Она обезумела от горя, и тогда он ей все объяснил. После этого Харити раскаялась и стала покровительницей детей и матерей. Вот такая педагогика.
5. Кицунэ-ямато
Опять же, «горная лиса» — это лишь один из множества образов кицунэ. Кицунэ — это вообще отдельная, огромная тема в японском фольклоре. Это лисы-оборотни.
Да, бывают и такие, как в твоем описании — обманщицы, которые заманивают и убивают путников. Их называют яко, дикие лисы. Но есть и другие, дзэнко, — божественные лисы, посланницы богини Инари. Они помогают людям, приносят удачу, могут даже стать верными женами. Чем старше кицунэ, тем она мудрее и сильнее, и тем больше у нее хвостов, вплоть до девяти.
6. Року (Дзиндзуу)
А вот здесь была ошибка. Это не демон. Року-Дзиндзу — это не имя, а название. Это «шесть сверхъестественных способностей», которые может получить очень продвинутый практик, почти просветленный.
В список входят такие вещи, как ясновидение, суперслух, чтение мыслей, память о прошлых жизнях, способность левитировать и, наконец, полное освобождение от всех земных привязанностей. Сами буддисты говорят, что цепляться за эти способности — плохая идея. Можно так заиграться в супергероя, что забудешь про главную цель — нирвану.
7. Нацуэ
Мутный персонаж. О нем мало что известно, скорее всего, это фигура из не самых древних легенд. И его фишка — в двойственности. Он приходит к самоубийцам.
Но он не толкает их с моста и не уговаривает остаться. Он как будто усиливает то, что уже есть в человеке. Если тот ищет оправдание, чтобы все закончить, Нацуэ ему их нашепчет. А если в человеке еще есть сомнения и надежда, он поможет им прорасти. Он — как последнее эхо внутренних метаний.
8. Хоган
Он же Эмма-О. Главный судья ада. И он — не дьявол. Дьявол — это про искушение, про контракты на душу. Эмма же — чиновник. Строгий, неподкупный, но чиновник. Его работа — вершить правосудие по закону кармы.
Душа предстает перед ним, и специальное зеркало показывает всю ее жизнь без прикрас. На основе увиденного Эмма решает, куда душа отправится дальше. Ничего личного, просто работа такая.
9. Рю но дзёсэй
Леди-дракон. В Азии дракон — это не злобный ящер, которого надо убить. Это символ мудрости, силы, воды, удачи. А женщина-дракон — это часто аллегория просветленной мудрости, праджни.
Это не просто красивая дама, это икона. Образ, который напоминает, что мудрость и сострадание — это огромная сила. В одной из сутр есть история про маленькую девочку, дочь царя драконов, которая достигла просветления прямо на глазах у всех, показав, что это доступно любому.
10. Кэйтэн
«Небесный каратель». Тут смешались буддизм и даосизм. Этот персонаж — обожествленный китайский император Хуан-ди, который считается основателем даосизма, медицины и много чего еще.
Он был культурным героем, а после смерти, как это часто бывает, его сделали божеством. И со временем ему приписали функции защитника и карателя зла. Так что он не исконный демон, а, скажем так, «повышенный в должности» исторический персонаж.
11. Дзиро
Скорее всего, имеется в виду даосский бог-воин Эрлан-шэнь. И он точно не борется с нововведениями. Он борется с хаосом.
Это могучий воин с третьим глазом во лбу, который видит истинную природу вещей. Его работа — ловить злых духов, усмирять чудовищ. Он, например, сражался со знаменитым царем обезьян Сунь Укуном. В общем, он не демон, а скорее «небесный спецназ».
12. Шитиро
Похоже, такого демона просто нет. Скорее всего, это какая-то путаница. Но если судить по описанию — покровитель боевых искусств, дзена, мгновенного убийства как пути самосовершенствования — то это очень похоже на Бисямонтэна.
Бисямонтэн — один из семи богов счастья и один из четырех небесных царей, которые охраняют мир. Он — бог воинов. И его образ как раз сочетает в себе боевую мощь и духовную дисциплину. Это защитник, а не убийца.
В общем, как-то так. Большинство этих «демонов» — либо духи природы, либо боги из других религий, либо просто аллегории. Мир сложнее, чем просто «хорошие» и «плохие». И в буддизме это понимают очень хорошо.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.