Давайте по-простому. Все видят кинжал, но это не он. Пхурба, или как его еще называют на санскрите — кила, это скорее ритуальный гвоздь. Сама идея не в том, чтобы кого-то проткнуть, а в том, чтобы что-то «пригвоздить»: злого духа, негативную энергию, или наоборот — закрепить святость места. Это рабочий инструмент, а не украшение для полки, хотя выглядят они часто очень навороченно.
Используют его в основном в тибетском буддизме, но корни уходят глубже, в шаманизм тех мест. Поэтому не стоит удивляться, если пхурбу можно увидеть в руках не только монаха, но и местного шамана, который к буддизму имеет опосредованное отношение. Суть инструмента от этого не меняется — работа с невидимым миром.
Из чего сделан и что значит
На вид это треугольный в сечении клинок с массивной рукояткой. Часто делают из металла, даже железа или бронзы. Дорогие, церемониальные версии — да, из серебра, золота, с камнями. Но материал вторичен, главное — форма.
Трехгранное лезвие — ключевая фишка. Три грани связывают с чем угодно, но самые частые трактовки — это контроль над тремя временами (прошлым, настоящим, будущим) или тремя мирами (богов, людей, духов). По сути, это символ власти над реальностью в полном ее объеме. Змеи, которые иногда обвивают лезвие, это отсылка к энергии, силам земли, которые практик берет под контроль.
Рукоять — это «блок питания» пхурбы. На ней может быть изображена ваджра — такой буддийский символ, похожий на скипетр, означает несокрушимость и ясность ума. Или головы божеств, причем чаще всего гневных. Гневные — не значит злые. В буддизме это активная, прорывная энергия, которая сметает препятствия. Иногда на рукояти и ваджра, и божества вместе — такая себе «комбинированная модель».
Как его используют
А вот тут самое интересное. Им не машут в бою. Основная работа — ритуальная.
Самое простое — защита. Пхурбу втыкают в землю или в чашу с рисом (которая землю символизирует), чтобы очистить пространство и не пустить внутрь всякую нечисть. Представьте, что вы ставите невидимый забор перед важным делом. Вот пхурба — это и есть колья для этого забора.
Еще одна функция — усмирение. Когда нужно повлиять на какого-то духа, его «пригвождают» пхурбой. Опять же, не физически. Практик направляет кинжал и читает мантры, как бы связывая и обездвиживая сущность. Цель — не уничтожить, а подчинить, заставить быть смирным.
В ритуале это может выглядеть как прямой приказ, подкрепленный действием. Практик, концентрируясь на своей цели, вонзает кинжал в землю и произносит что-то вроде формулы. Без пафоса, а как констатацию факта:
«Силой этого ритуального гвоздя я связываю тебя здесь. Твоя воля подчинена. Твоя злоба усмирена. Оставайся недвижим, пока не будет иного приказа».
Также его используют при строительстве храмов или ступ — им символически освящают землю. Вообще, в тибетской культуре это довольно универсальный инструмент для любых важных событий, где нужна работа с духовным планом. А вот эти рассказы про сибирских шаманов с клинками из меди и позвонков волка — это уже скорее фольклор и современные мифы. Красиво, но к традиционной пхурбе отношения имеет мало.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.