Говорят о сложной ритуалистике, о гримуарах, о вызовах. Это все для историй. В жизни, в деревне, где до ближайшего колдуна день пути, обходились тем, что под рукой. Магия была не таинством, а ремеслом. Как починить забор, как засолить огурцы, как отвадить хворь от ребенка. И инструменты для этого ремесла были самые обычные. Просто люди знали, как они работают. Не на физическом уровне, а на том, другом.
Никто не думал о «вибрациях» или «энергетических потоках». Думали проще. Иголка — шьет. Нить — связывает. Камень — точит. Вода — смывает. Все на своих местах, у всего есть свое прямое дело. И это дело можно было направить в нужную сторону.
Булавки новые
Самая обычная булавка. Копеечная вещь. Но у нее есть две важные части: острие и замок. Острие колется, отгоняет. Замок запирается, держит. Вот и вся механика.
Если нужно было защитить человека, брали новую булавку. Именно новую, чистую, которая еще не нахваталась чужого. Прикалывали с изнанки, к рубахе, ближе к сердцу. И шептали что-то вроде:
«Острым коли, замком запри, зло от (имя) отгони».
Носил человек и не думал. А если булавка вдруг расстегивалась или, хуже того, терялась — значит, приняла удар на себя. Нужно было ставить новую.
Красная нить
Красный — цвет крови. Значит, цвет жизни. Тут долго думать не надо. Красную нитку повязывали на запястье не для красоты. Это был самый простой «фильтр».
Если болезнь долгая, нудная, выматывает человека, брали катушку красных ниток, именно шерстяных. Шерсть — живая, теплая. Обматывали палец на левой руке и говорили, что как нитка на катушке закончится, так и болезнь уйдет. Это давало надежду. Болезнь становилась конечной, измеримой. Длинная нитка — долгая хворь, но и она кончится.
Клубок шерсти
Шерстяной нитью вообще много что делали. Особенно хорошо она помогала от порчи на «жилы», когда у человека начинало все крутить, ломать, будто изнутри тянут.
Брали клубок черной шерсти — черный цвет хорошо в себя все вбирает. И начинали обматывать больного. Не туго. Просто накладывали нить на тело, как бы создавая кокон. Считалось, что нить вытягивает хворь из жил, наматывает ее на себя. Потом этот «кокон» аккуратно срезали ножом и сжигали в печи или на костре. Важно было сжечь, а не выбросить — чтобы болезнь не вернулась.
Иголки «нешитые»
Бывает порча, когда у человека все в жизни рвется. Отношения, работа, здоровье. Словно ткань судьбы расползается по швам. Логично, что чинить это нужно было иголкой.
Вскрывали новую пачку иголок. Сколько есть — все в дело. Брали вещь больного и каждой иголкой делали по одному стежку. Будто латали дыры. И приговаривали: «Кто расшивал, тот не дошивал, а я (свое имя) зашью, судьбу (имя больного) сошью. Стежок к стежку, игла к игле. Крепко». Иголки после этого нельзя было использовать. Их либо втыкали в осину, либо уносили на перекресток.
Волос с жеребца
Тут все прямо. Мужскую силу могли испортить, используя волос мерина. Мерин — конь без силы. Значит, для обратного действия нужен был носитель силы. Жеребец.
Доставали волос из его гривы или хвоста. Вдевали в трусы мужчине, которого лечили. На растущую луну, чтобы сила прибывала. Заговор простой и прямой: «Был мерин, стал жеребец». Носить нужно было цикл луны, от новолуния до полнолуния. Это не столько магия, сколько психология. Человек знал, что носит символ мощи, и это само по себе придавало уверенности.
Ладан
Ладан — это церковный запах. Запах чистоты, молитвы. Нечисть, как считалось, его не выносит. Все просто.
Если в доме начинались скандалы на пустом месте, если дети плохо спали, если было просто неуютно — дом нужно было «почистить». Окуривали все углы ладаном. Дым проникает везде, и запах этот выгоняет все, чему в жилом доме не место. Если ладана не было, брали сосновую смолу, живицу. Эффект тот же — сильный, чистый запах хвои, который сам по себе оздоравливает воздух и атмосферу.
Венчальная свеча
Это уже «тяжелая артиллерия». Обычная свеча — просто воск. Венчальная — это артефакт. Она горела в момент, когда два человека были на пике счастья, чистоты и под божественным покровом. Она впитала эту энергию.
Поэтому ею и лечили самое страшное — «кликушество», тяжелую порчу, когда человек сам не свой. Это как принести концентрированный свет туда, где поселилась тьма. Достать такую свечу было почти нереально, никто их просто так не отдавал. Но если получалось, то она работала. Ее просто зажигали и читали молитвы рядом с больным. Сам факт присутствия такого предмета уже менял дело.
Осиновые кусочки
Про осину все знают — на ней Иуда повесился. Дерево проклятое, вечно дрожит. И нечисть его боится. На этом все и построено.
Чтобы защититься от дурного глаза в толпе или от злого слова, в карман просто кидали несколько осиновых щепок. Это как чеснок от вампиров, только проще. Оберег, который ничего не стоит, но работает. Наговаривали что-то вроде: «Осина трясется, враг мой заикнется».
Верба
Верба — первое живое дерево после зимы. Символ жизни, которая победила смерть. Веточки, освященные в Вербное воскресенье, хранили за иконами.
Это был запас жизненной силы на весь год. Если кто-то болел, его легонько похлестывали этими веточками. Не больно, символически. Чтобы передать эту энергию возрождения. Помогало от слабости, упадка сил. «Не я бью, верба бьет, здоровье дает».
Заячья лапка
Тут логика обратная. Заяц — гулена, вечно бегает, трусит. Если муж загулял, то есть стал как заяц, ему подкладывали под матрас заячью лапку.
Смысл в том, что заяц свое уже отбегал. Вот его лапка, финал его беготни. Значит, и мужу пора остановиться. Наивно? Может быть. Но вера в то, что ты предпринял хоть что-то, иногда творит чудеса сама по себе.
«Колядное» зерно
На Святки по домам ходили колядующие. Их посыпали зерном — пшеном, овсом. Это зерно было наполнено добрыми пожеланиями, энергией праздника.
Его собирали и хранили. Если ребенок испугался, его обсыпали этим зерном. Если на коже появлялась «рожа» (воспаление), это место обводили щепоткой «колядного». Это как использовать батарейку, заряженную сотней добрых слов.
Магнит
Магнит тянет железо. Это было непонятно, а значит — волшебно. Раз он может тянуть железо, почему не может вытянуть болезнь?
Прикладывали к больному месту — голове, суставу. И говорили: «Как магнит железо, так ты хворь из (имя) тяни». Болезнь представлялась чем-то физическим, что можно вытащить и переложить на камень. После этого магнит «чистили» — клали в соль или проточную воду.
Вот и все. Никакой высокой философии. Просто здравый смысл, помноженный на веру. И предметы, которые есть в любом доме. Это и есть та самая бытовая магия. Простая, как топор, и иногда такая же действенная.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.