Для шамана мир не пустой. Кроме людей, зверей и деревьев, его населяют другие существа — духи. И именно с ними шаману приходится иметь дело большую часть жизни. Эти духи — не просто какие-то абстрактные силы. Это его покровители, помощники, а иногда и надсмотрщики.
Стать шаманом — это не личный выбор. Чаще всего все начинается с так называемой «шаманской болезни». Человека буквально ломает, он оказывается на грани жизни и смерти. И в этот момент к нему приходят духи. Они ставят его перед фактом: либо ты становишься нашим проводником в мире людей, либо умираешь. Это не подарок, а скорее перелом, после которого человек уже никогда не будет прежним.
Иногда сила передается напрямую. У белорусов и украинцев, например, считалось, что старый колдун не может умереть, пока не отдаст свою силу.
Он должен найти преемника, коснуться его и в этот момент передать все, что у него есть — и знания, и духов-помощников. Часто преемник и не рад такому «наследству», но отказаться уже нельзя. Духи просто не дадут ему спокойно жить.
Так или иначе, с этого момента у человека начинается совсем другая жизнь.
Тёс и Кижи-тёс
У каждого народа свои представления об этих духах. У шорцев, например, их называют тёсами. Это целый набор помощников, и у каждого своя задача. Их изображения даже рисуют на бубне, который для шамана — и карта, и транспорт, и рабочий инструмент.
Главный среди них — Кижи-тёс, что можно перевести как «дух-человек». Его изображают всадником с луком. Он — личный дух, главный защитник и проводник шамана в его путешествиях по другим мирам.
Процесс получения этих духов довольно сложный. Считается, что будущий шаман сначала должен «договориться» с Эрликом, владыкой Нижнего мира. Именно он насылает болезнь и заставляет человека принять свою судьбу. Взамен он дает ему первых духов-помощников. Но после этого шаман должен показать этих духов Ульгену, небесному богу. Тот тоже дает своих помощников, в том числе духа-хозяйку бубна. Получается, шаман как бы стоит между двумя силами, служа и темным, и светлым.
Шор тегри, ийэ-кыл и хозяин тайги
Духи — это не просто толпа помощников, у каждого своя работа. Есть среди них и свои «начальники». У шорцев таким считается Шор тегри. Он вроде администратора, который заведует и добрыми, и злыми духами. Его иногда называют сыном Ульгена.
Но есть и духи для особых случаев. Самым сильным помощником считается мифический зверь, у которого много имен — Кер-Бос, Ар-Чан. Это не тот дух, которого зовут по пустякам. Его призывают в самых крайних случаях, когда другие уже не справляются. Такого мощного помощника шаман получает от духа-предка, который и призвал его на этот путь.
Небесная супруга
У телеутских шаманов есть очень личная связь с миром духов. У каждого из них есть небесная жена. Она живет на седьмом небе, и шаман встречается с ней во время своих путешествий к верховному богу Ульгену.
Это не просто дух-помощник. Это проверка.
Во время камлания, поднимаясь на небо, шаман встречает ее. Она накрывает стол, предлагает ему остаться, отдохнуть, говорит, что дальше пути нет. По сути, она предлагает ему простой человеческий выбор: остаться с ней в небесном покое или идти дальше, выполнять свою тяжелую работу для людей.
Шаман должен отказаться. Он называет ее «дорогой супругой», признает ее статус, но продолжает свой путь. Говорят, что земная жена шамана «недостойна поливать водой ее руки» — это показывает, насколько реальны и важны для него эти отношения. Но долг оказывается важнее.
Яв’мал Вэсоко, богиня Я’Миня и Семирогий Олень
У ненецких шаманов, которых называют выду’тана, тоже свой пантеон помощников. И здесь все очень четко и иерархично. Чтобы подняться в Верхний мир к верховному богу Нуму, шаману нужен проводник — Яв’мал Вэсоко, один из сыновей Нума. Без него на небо не попасть, он там вроде пограничника.
Помогает и жена Нума, богиня Я’Миня. Ее призывают, когда нужно решить особо сложный вопрос. Есть и свой «транспорт» для путешествий в верхние миры — Си’ивм Пыелета, Семирогий Олень. Он доставляет и самого шамана, и жертву для Нума.
Но есть среди помощников и по-настоящему грозные существа. Например, Минлей тиртя — летающая железная птица. Шаманы говорят, что это очень сильный и храбрый дух. Ненцы верят, что гром — это хлопанье его крыльев, а молния — блеск его глаз. Это уже не просто помощник, а стихийная сила, с которой шаман умеет договариваться.
Наталья
У нас в деревне дедушка был, которого все знахарем называли. Так он мне рассказывал, что силу ему старый колдун передал когда умирал. Дедушка говорил, что даже не хотел этого, но дух его не отпускал. Вот читаю про тёсов и кижи-тес – похоже на то, что дедушка описывал. Только у него были другие имена.
WB Magic
Наталья, спасибо за такой живой пример! То, что рассказывал ваш дедушка, полностью подтверждает то, о чем говорится в статье. Эта насильственная передача – она же не спрашивает, хочешь ты или нет. Дух просто не дает выбора. А разные имена для духов-помощников – это естественно. Тёсы у шорцев, у русских знахарей свои названия, у ненцев третьи. Но механизм работы один – дух выбирает человека, а не наоборот.