Давайте сразу к делу. Когда говорят о демонологии русского чернокнижия, в голове часто возникает путаница. Это не совсем то, что показывают в кино про экзорцизм. Здесь нет четкого деления на ад и рай в христианском понимании, а сам пантеон — это дикая смесь из персонажей Библии, славянских духов и сущностей, чьи имена вообще мало где упоминаются. Это система, выросшая на своей, особой почве.
Чтобы в этом разобраться, нужно понять главное — тут есть своя иерархия. Как в армии или в любой организации. Есть генералы, есть офицеры, есть рядовые исполнители. И колдун, который работает с этими силами, по идее, должен понимать, к кому и с каким вопросом идти. Иначе можно наломать дров.
Кто главный
На вершине этой темной пирамиды стоят девять верховных князей. Это, так сказать, совет директоров. Среди них выделяют главную троицу, три самых известных имени: Сатана, Велигор и Верзаул. У каждого из них, как и у остальных шести князей, есть по два помощника.
Что это за имена и за что они отвечают?
- Сатана тут выступает как верховный правитель, главный начальник.
- Велигор — своего рода “силовой блок”. Его сфера — это конфликты, войны, споры. Когда нужна победа силой.
- Верзаул отвечает за материальные дела. Деньги, торговля, успех в бизнесе.
- Аспид — это змей, его стихия — темная, стоячая вода, болота. Через него делают порчи на болезни, тоску.
- Енах — бес, отвечающий за похоть, страсть, блуд. Все жесткие привороты и сексуальные привязки — это по его части.
- Смерть, она же Черная Вдова. Это отдельная и очень важная фигура, о ней чуть позже.
Есть и другие, вроде Индрика или Мафава, но эти — самые основные, костяк пантеона.
Бесы рангом пониже
Князья — это верхушка. А основную “полевую” работу выполняют бесы-слуги, которых великое множество. Колдуны, как правило, обращаются именно к ним. Вот некоторые из тех, что на слуху:
- Халей — полевой бес. Его вотчина — поля, луга, урожай. Может помочь, а может и навредить посевам.
- Щирих — его часто называют домовым, но это упрощение. Это дух, привязанный к конкретному дому, и с ним можно договориться о защите, а можно и наслать его на дом врага, чтобы устроить там беспорядки.
- Каин-полубес — само имя говорит за себя. Дух мести, злобы, зависти.
- Огней — огненный бес. Используется для быстрых, яростных атак.
- Абара — церковный бес. Очень специфическая сущность, которая, по поверьям, обитает в церквях и помогает в ритуалах, где используется церковная атрибутика.
Хозяйка кладбища
Теперь о Смерти. В чернокнижии это не просто конец жизни. Это Черная Вдова, полноправная хозяйка всех кладбищ. Погост — это ее территория, ее царство, и там действуют ее законы. Любая работа на кладбище немыслима без обращения к ней.
Кроме того, есть еще два важных “персонажа” на каждом кладбище. Первый — это Хозяин, дух первого человека, похороненного здесь. Второй — Страж, дух последнего покойника. Прежде чем что-то делать на погосте, колдун должен выказать им уважение и принести откуп (помин). Иначе ничего не получится, а можно и получить по шапке.
Обращаются к Хозяйке по-разному, но суть примерно такая:
Ты здесь правишь, Матушка Черная Вдова, а я к тебе с поклоном да с просьбой.
Прими дар, не гневайся, дозволь дело сотворить.
Это не заклинание, а принцип — сначала уважение, потом работа.
Падшие. Или почему тут Люцифер?
А вот здесь начинается самое интересное и то, что вносит больше всего путаницы. Люцифер, Астарот, Белиал, Асмодей, Вельзевул, Бафомет… Откуда они в русском чернокнижии?
Ответ простой: они отсюда, но не совсем. Это имена из западной, европейской демонологии. Известны они по таким книгам, как “Ключ Соломона” (и его части “Гоетия”). В старом, деревенском колдовстве их не было. Они пришли в русскую традицию позже, с переводными книгами, а в наше время — через интернет.
Так что да, сегодня многие практики работают и с ними. Но это как сравнивать русскую кухню и итальянскую. Обе про еду, но ингредиенты и рецепты разные. Смешивать их можно, но важно понимать, что изначально это разные традиции.
Откуда все это известно? Книги
Раньше знания передавались от колдуна к ученику. Записывались в тайных тетрадках, которые прятали от чужих глаз. Но в конце 90-х — начале 2000-х все изменилось. Появились печатные книги.
Самый известный автор в этой сфере — Дмитрий Ворон. Его книги (“Русское чернокнижие”, “Учение бесовское” и другие) стали для многих первым знакомством с темой. По сути, он взял разрозненные устные предания, записи, свой опыт и попытался все это систематизировать. Это не древний гримуар, а современная работа. Она дала огромный толчок к популяризации чернокнижия, но и породила массу “кабинетных” магов, которые знают теорию по книгам, но не имеют практики.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.