Слово «кошкалачень» звучит почти по-детски, как какая-то дразнилка. Но за ним стоит вполне себе взрослое и мрачноватое поверье из белорусского фольклора. Если коротко, кошкалачень — это оборотень. Человек, чаще всего колдун или ведьма, который умеет превращаться в кошку.
И тут сразу возникает вопрос. Почему именно в кошку? В мире, где есть волки, медведи и прочая действительно опасная живность, выбор кажется странным. Но это только на первый взгляд. Кошка для деревенского жителя всегда была существом двойственным. С одной стороны — вот она, мурлычет на печи, ловит мышей. Своя, домашняя. С другой — это ночной хищник, бесшумный и независимый, который гуляет, где ему вздумается. Идеальная маска для того, кто хочет заниматься своими делами незаметно.
Славянские оборотни
Чтобы понять суть кошкалачня, нужно смотреть шире. В славянских верованиях оборотничество было делом почти утилитарным. Это не голливудское проклятие с полной луной и страданиями. Чаще всего это был осознанный навык, ремесло колдуна. И животное выбиралось под конкретную задачу.
Нужно было нагнать страху на всю деревню, показать свою силу — оборачивались волком. Волколак — это грубая сила, клыки, животный ужас. Нужно было навредить по-тихому, испортить припасы в погребе, отравить воду в колодце — превращались в жабу или змею. Что-то мелкое, ползучее, связанное с сыростью и порчей.
А кошка? Кошка — идеальный шпион. В облике кота можно было незаметно пробраться в любой дом. Подслушать, что говорят о тебе соседи. Навести сглаз на ребенка в колыбели. Спугнуть скотину в хлеву. Кошкалачень — это не про грубую силу. Это про хитрость, скрытность и получение информации. Это колдовство бытового уровня.
Мировые аналоги
Идея человека-кошки не родилась в белорусских лесах. Она стара как мир. Ученые называют это явление элурантропией, но суть от этого не меняется. Почти у каждого народа есть свои истории о веркошках. У поляков, например, есть котолак — по сути, то же самое, что и кошкалачень. В средневековой Европе черных кошек вообще считали чуть ли не обязательным атрибутом любой уважающей себя ведьмы. «Молот ведьм» и другие подобные трактаты прямо указывали на способность колдуний принимать кошачий облик.
Но самое интересное получается, если посмотреть на Восток. В Японии есть бакэнэко. И это история наоборот. Там не человек становится кошкой. Там кошка, прожив достаточно долго, набирается мудрости и магии и сама может превратиться в человека.
И вот эта разница очень показательна. В славянской традиции человек использует животный облик в своих целях. Он — хозяин ситуации. В японской — животное само становится настолько могущественным, что проникает в мир людей. У нас — страх перед злой волей человека, колдуна. У них — трепет перед древней, непостижимой силой самой природы. А кошка — просто идеальный проводник для этой силы.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.