Демон зависти или божье творение? С Левиафаном все запутано до невозможности. В одних источниках он князь Серафимов и соратник Люцифера, в других — морское чудище, демонстрирующее силу Создателя. Причем обе версии существуют параллельно, не отменяя друг друга.
Разберемся, откуда взялась эта путаница и что из себя представляет Левиафан на самом деле.
Левиафан в демонологии
В христианской демонологии Левиафан занимает солидную должность. Князь Серафимов, который вместе с Вельзевулом и Люцифером поднял бунт среди ангелов. По версии Бинсфельда, который составил список демонов семи смертных грехов, Левиафан воплощает зависть. Хотя чаще его связывают с алчностью — жадностью до чужого.
Специализация у него специфическая: главарь еретиков. То есть не просто людей в грех вводит, а конкретно против веры работает. Его противником назначили апостола Петра — логика понятна, первоверховный апостол против предводителя богохульников.
Версий о его происхождении хватает. Некоторые тексты намекают, что именно Левиафан был тем самым змеем в Эдемском саду, который уговорил Еву съесть яблоко. Доказательств нет, но слухи живучие.
В аду ему досталась должность секретаря по морским делам. Сатана распределил зоны ответственности, и все водные пространства отошли Левиафану. Получается, демон не только завистью заведует, но и морями управляет.
Альфонс де Спина вообще считал Левиафана одним из проявлений Сатаны. Не отдельной сущностью, а ипостасью. Правда, эта точка зрения распространения не получила — слишком уж размывает границы между конкретными демонами.
Левиафан в Библии
А вот в Ветхом Завете никакой демонологии нет. Там Левиафан — морское чудовище, которое Бог создал специально. Причем создал не как всех остальных тварей.
По библейской логике каждому виду полагалась пара: самец и самка. Но некоторые существа получились в единственном экземпляре. Зачем — отдельный вопрос, на который ответа нет.
Скорее всего, эти упоминания пришли из более древних мифов. У всех народов, живущих рядом с морем, есть легенды о гигантских чудовищах из глубин. Семитские племена, чьи тексты легли в основу Библии, тоже слышали такие истории. Просто встроили их в свою религиозную картину мира.
Морские монстры вообще популярная тема для древних культур. Океан пугал, непонятен был — вот и населяли его воображаемыми тварями невероятных размеров. Левиафан в этом смысле типичный представитель жанра.
Описание в книге Иова
Самое подробное описание Левиафана дается в книге Иова. Там Господь объясняет праведнику свой замысел и показывает мощь через созданных существ.
У Левиафана две челюсти — судя по контексту, особо мощные. Тело покрыто чешуей, которую не пробьет никакое оружие. Чешуя эта не просто прочная, а настолько плотная, что между пластинами воздух не проходит.
Дышит огнем. Причем не в фигуральном смысле, а буквально. Из пасти пламя вырывается, жар такой, что воду в морях выпаривает. Представить сложно, но в тексте именно так написано.
Главное уточнение: Левиафан не демон и к адским силам отношения не имеет. Это творение Бога, которое демонстрирует его безграничное могущество. Символ силы, с которой человек ничего поделать не может.
Получается противоречие с демонологической традицией. Но для средневековых богословов это не проблема: они просто взяли имя библейского чудовища и приклеили к демону. Так часто делали — имена из священных текстов звучали убедительно.
Бегемот и Левиафан
Левиафан был не один. Второе уникальное существо называлось Бегемот — сухопутный аналог морского чудища. Оба упоминаются в книге Иова как пара, хотя пары в биологическом смысле не образуют.
Характеристики у них схожие: невозможно победить, оружие бесполезно, смертные бессильны. Даже ангелы с ними ничего сделать не могут. Покорить или убить их нереально — слишком мощные.
Есть предание о судьбе этих существ. Во время Страшного Суда они сойдутся в битве и убьют друг друга. Единственный способ избавиться от них — натравить друг на друга.
А дальше начинается совсем странная история. Мясом убитых Бегемота и Левиафана будут пировать праведники, которые спаслись. Зачем это нужно и откуда такая традиция — непонятно. Но упоминается в нескольких источниках.
Возможно, это отголосок каких-то более древних ритуальных практик. Поедание мяса побежденного врага для получения его силы — распространенный мотив в архаических культурах. Просто перенесли на эсхатологический уровень.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.