Помню это странное, тревожное время пандемии. Пустые храмы, трансляции богослужений по интернету и главный вопрос от людей, который я слышал десятки раз в день по телефону: «Батюшка, а как же быть? Как молиться дома?» Тогда, накануне Пасхи, даже сам Патриарх благословил мирян освящать куличи дома. И этот жест всколыхнул очень глубокую и важную тему: а где вообще проходит граница между церковным и домашним? Что мы, простые верующие, можем совершать сами, а для чего непременно нужен священник?
Вопрос этот остался с нами и после снятия всех ограничений. Ведь жизнь бывает разной. Болезнь, уход за немощным родственником, работа вдали от цивилизации, да просто жизнь в городке, где ближайший храм за сотню километров. Что делать тогда?
Ответ одновременно и простой, и сложный. Да, совершать богослужения суточного круга дома можно. Всенощное бдение, часы, повечерие, утреню — практически всё, что вы слышите в храме, можно вычитать и дома.
Кроме одного. Самого главного. Божественной литургии.
Ее совершить без священника или епископа нельзя. Потому что сердцевина Литургии — таинство Евхаристии, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми. Это таинство может совершить только тот, кому дана такая власть от Бога через апостольское преемство. Всё остальное — это своего рода обрамление, драгоценная рама для величайшей святыни. И вот эту «раму» мирянин в особых обстоятельствах взять на себя может.
Что такое «мирянский чин» и почему он другой
Такой порядок службы так и называется — «мирянский чин». Это не просто чтение тех же текстов. Из службы убирается всё, что произносит священник: ектении (молитвенные прошения, которые возглашает диакон или иерей), возгласы, благословения.
Представьте себе большой хор, который поет сложное произведение. И вот у него нет дирижера и солиста. Хор может спеть свою партию. Это все еще будет та же музыка, тот же текст, но она будет звучать иначе. Более аскетично, строго. Так и здесь. Основа службы из Часослова остается, а вот священнические части опускаются. Конечно, чтобы правильно собрать такую службу самому, нужно неплохо разбираться в богослужебном уставе. Именно поэтому в пандемию и публиковали уже готовые тексты — чтобы люди не запутались.
А зачем вообще нужно разрешение?
И вот тут мы подходим к самому тонкому моменту. К благословению. Мне часто говорят: «Батюшка, ну это же доброе дело! Я хочу молиться, служить Богу, зачем мне на это чье-то разрешение?»
На первый взгляд, логично. Но Церковь — это не клуб по интересам, а семья. Тело Христово. И в ней, как в любой здоровой семье, есть порядок, установленный не для того, чтобы кого-то ограничить, а чтобы всех уберечь. История знает немало печальных примеров, когда группы людей, считая себя более “духовными” или “правильными”, начинали собираться отдельно. Сначала они просто служили по-своему, а потом незаметно отдалялись от Церкви, впадали в гордыню и превращались в секту.
Именно для защиты от такой духовной катастрофы — от раскола и самочиния — и существует правило. Древний собор IV века постановил отлучать тех, кто собирается на службы отдельно от прихода, «не имея с собой пресвитера по воле епископа».
Чувствуете суть? Ключевые слова — «по воле епископа». То есть не тотальный запрет, а запрет на самодеятельность. Благословение священника (который действует по воле своего епископа) — это не формальность. Это знак того, что вы действуете не от себя, а в единстве со всей Церковью, остаетесь ее частью, даже молясь в четырех стенах. Это акт смирения и доверия.
Как это сделать правильно?
Допустим, у вас есть такая необходимость и вы получили благословение. Как организовать службу дома?
Отнеситесь к этому не как к простому вычитыванию текста, а именно как к богослужению. Найдите время, когда вас никто не будет отвлекать. Отключите телефон. Оденьтесь скромно и опрятно, как в храм. Если у вас есть красный угол с иконами — прекрасно. Зажгите свечу или лампаду.
И самое главное — как читать. Читайте вслух, не торопясь, внятно и просто. Не нужно пытаться изображать диакона или батюшку, менять интонацию на “богослужебную”. Это выглядит комично и духовно вредно. Молитва любит простоту и искренность. Если умеете и любите петь и знаете церковные напевы — можете петь то, что положено. Если нет — лучше все просто прочитать.
А так вообще раньше делали?
Еще как. Эта практика родилась в древних монастырях. Монахи-отшельники жили в пустынях, вдали от храмов, и священников среди них было мало. Они и вычитывали службы сами, в своих кельях.
А в нашей стране эта традиция обрела второе дыхание в страшном XX веке. Когда храмы закрывали, а священников ссылали и расстреливали, именно «мирянский чин» помогал верующим сохранить веру. Благочестивые бабушки в далеких деревнях собирались по домам и вычитывали все службы. Это была их форма исповедничества. Так же жили и многие эмигранты, оказавшись на чужбине, где православный храм был один на весь город.
Да и сейчас на Афоне многие монахи-келиоты приходят в главный храм только на воскресные и праздничные службы, а в будни молятся у себя.
Так что, когда вы по немощи или в силу обстоятельств совершаете службу дома, вы не изобретаете что-то новое. Вы присоединяетесь к огромному опыту Церкви, к молитве монахов, отшельников и исповедников.
Главное помнить: домашняя служба — это лекарство для тех, кто не может дойти до храма. Но это не замена совместной молитве на Литургии, где мы все вместе собираемся вокруг Чаши. Церковь — это ведь не стены. Это мы. И пока мы вместе, в любви и послушании, мы — сила.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.