Детская психика особенно уязвима перед внезапными потрясениями. Громкий звук, неожиданное движение, резкая смена обстановки — любое из этих событий способно вызвать у малыша состояние, которое наши предки называли «испугом». Современная медицина знает подобные явления как острые стрессовые реакции, однако народная мудрость веками накапливала собственные методы врачевания детских душевных травм.
Природа детского испуга
Испуг у ребенка проявляется характерными признаками: беспокойный сон, внезапные пробуждения с плачем, отказ от еды, повышенная возбудимость или, наоборот, апатия. Малыш может начать заикаться, избегать определенных мест или людей, демонстрировать регрессивное поведение.
Народная традиция различает несколько видов детских испугов — от обычного переполоха до глубокого потрясения, которое знахари называли «родимцем» или «младенческим». Особо выделяли внутриутробный испуг, когда травматическое воздействие происходило еще до рождения ребенка.
Обряд с церковным воском
Наиболее распространенным способом избавления от испуга считается выливание на воск. Процедура требует определенной подготовки и строгого соблюдения последовательности действий.
Необходимые предметы:
- церковная восковая свеча;
- чистая вода в керамической посуде;
- металлическая емкость для плавления воска.
Ребенка усаживают лицом к входной двери, символически направляя его взгляд к выходу всего негативного. Целитель держит сосуд с водой над головой малыша, одновременно медленно вливая расплавленный воск. При этом произносится особый заговор:
Отче наш, иже еси на небесех…
Испуг-переполох, покинь это дитя. Выйди из головы ясной, из рук проворных, из ног резвых, из плеч могучих, из очей светлых, из чрева теплого, из семидесяти семи суставов, из всего естества раба Божиего (имя).
Здесь тебе, испуг-испужище, места нет. Черные силы — прочь отсюда, белому телу — здоровье, алой крови — покой, костям крепким — силу, голове разумной — ясность.
Выйди, переполох колючий да болючий, ветряной да водяной, от недоброго глаза, от лихого часа. Прочь от раба Божиего (имя), крещеного, молитвенного, причащенного.
Не я тебя изгоняю — сама Пресвятая Богородица, скорая помощница всех страждущих. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Застывший воск внимательно рассматривают — его форма может подсказать причину испуга или показать, насколько глубоко укоренилась проблема.
Земляной обряд от давнего страха
Особой силой обладает ритуал с землей от трех священных деревьев — дуба, осины и клена. Каждое из них несет собственную энергетику: дуб дает силу и защиту, осина забирает негативную энергию, клен приносит гармонию и умиротворение.
Землю собирают на рассвете, когда природа пробуждается и обладает наибольшей целительной силой. По горсти от каждого дерева заворачивают в чистую ткань и приносят домой, соблюдая молчание.
Ребенка сажают лицом на восток — навстречу восходящему солнцу, источнику жизненной энергии. Землю разворачивают перед малышом, в правую руку ему дают зажженную свечу. Произносят заговор:
Псалом поют, молитву читают, Господа славят, свечу зажигают.
Огонь огнем разгорается, страх страха не страшится.
Вода водой не захлебывается. Испуг от раба Божиего (имя) отделяется.
Пока земля под людьми стоит, страх дитя (имя) не победит.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
После прочтения землю тщательно перемешивают правой рукой по ходу солнца, затем молча относят к тем же деревьям, оставляя у каждого равную часть. Возвращаются домой, не произнося ни слова до тех пор, пока не переступят порог.
Казачьи традиции врачевания
На донских землях сохранились особые заговоры, передававшиеся из поколения в поколение казачьих семей. Эти тексты отличаются особой образностью и глубиной воздействия.
Один из наиболее действенных обрядов предполагает посадить ребенка на самый порог дома — место перехода между внутренним безопасным пространством и внешним миром. Целитель водит ладонью по макушке малыша и трижды произносит:
Испуг-переполох, выйди из раба Божиего (имя), из красной крови, из белых костей, из суставов, из рук проворных, из ног быстрых. Выйди, испуг-переполох, выйди за порог.
После каждого прочтения необходимо трижды сплюнуть через левое плечо, символически выбрасывая негативную энергию.
Другой казачий метод использует образ Божией Матери на престоле:
На горе крестом стоит Божья Матерь на престоле, замыкает рай и преисподнюю. Замкни супостату рот и язык, губы и зубы. Открывайтесь, ворота широкие, пусть уходит тьма на болота дальние, где ветер не гуляет, где солнце не сияет, где девица косой не машет, где человек топором не рубит. Аминь трижды.
Воду, заговоренную подобным образом, дают пить ребенку три дня подряд — утром и вечером по двенадцать глотков.
Обряд с церковными ножницами
Для детей, которые долго не начинают говорить или говорят с трудом, существует особый ритуал «разрезания невидимых уз». На полнолуние готовят домашний алтарь: на стол стелют белую льняную скатерть, устанавливают иконы Господа Вседержителя, Казанской Божией Матери и Всех Святых. Возле каждого образа зажигают толстую церковную свечу.
На пол перед столом расстилают черное полотно. Ребенка усаживают в центр, а целитель встает на колени и читает молитвенное обращение:
Господи Иисусе Христе, стань в помощь рабу Твоему (свое имя), помоги открыть речевые створы младенца (имя ребенка).
Матушка Владычица, Пресвятая Богородица Казанская, приди в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя).
Святой князь Георгий Владимирский, приди в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя).
Новыми ножницами двенадцать раз имитируют разрезание невидимой уздечки под языком ребенка, при этом каждый раз произнося заговор:
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Иисус Христос по земле ходил, притчи мудрые говорил. Легко слово из уст Его лилось. Так и младенцу (имя) говорить легко и скоро. Господь со Своею силой дитяти в помощь встал, речи младенцу даровал. Матерь Божия помощь оказала, речью ребенка наделила. Язык развязала, слово в уста вложила. Князь Георгий силой встал, уста и язык укреплял, силой молитвы отворял, младенцу (имя) помогал. Слово в младенце пребывает, день ото дня прибывает. Аминь трижды.
После завершения ритуала ножницы в раскрытом виде заворачивают в черное полотно и кладут под матрас ребенка на четырнадцать дней. Затем их закапывают в землю на глубину двух штыков лопаты, острием вверх.
Водные заговоры
Вода издревле считалась универсальным очистителем не только тела, но и души. Для лечения детских испугов используют воду из трех разных источников, собранную до восхода солнца. При наборе воды произносят:
Вода Татьяна, земля Ульяна, а ключ Иван, дайте воды рабу Божиему (свое имя) для раба Божиего (имя ребенка) от всякой беды. Аминь.
Над заговоренной водой читают молитву:
Ты, вода благословенная, восточная, утренняя и вечерняя, полуночная, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь трижды.
Такой водой умывают ребенка, дают пить понемногу и добавляют в ванну для купания. Оставшуюся воду выливают под плодовое дерево со словами благодарности.
Современное понимание древних практик
Народные методы лечения детских испугов содержат глубокую психологическую мудрость. Ритуальные действия создают ощущение безопасности и защищенности, особые слова успокаивают нервную систему, а внимание и забота взрослых помогают ребенку справиться с травматическим опытом.
Многие элементы традиционных обрядов находят подтверждение в современной психотерапии: использование символических действий, работа с образами, создание безопасного пространства для переживания травмы. Важно помнить, что любые народные методы должны дополнять, а не заменять профессиональную медицинскую помощь при серьезных нарушениях детской психики.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.