Иуда Искариот. Это имя знают даже те, кто никогда не брал в руки Библию. Предатель номер один в человеческой истории. Тот самый, что за горсть серебра сдал своего Учителя на смерть. История вроде бы простая и понятная — жадность, предательство, самоубийство.
Но когда начинаешь копать глубже, всплывают странности. Противоречия, которые не дают покоя уже две тысячи лет. Почему человек, который так легко продал Христа, потом повесился от горя? И главное — зачем вообще понадобился этот поцелуй в Гефсиманском саду?
Поцелуй, который не укладывается в голове
Представим ситуацию. Ночь, оливковая роща, вооруженный отряд. Нужно указать на конкретного человека среди группы. Логично — показать пальцем издалека, шепнуть на ухо командиру, дать условный знак. Но нет.
Иуда подходит прямо к Иисусу. Приветствует его. «Радуйся, Равви!» — говорит и целует. Открыто, демонстративно, почти вызывающе. Христос спрашивает: «Друг, для чего ты пришел?» — и в этом вопросе слышится не только удивление, но и какая-то горькая печаль.
Обычно предатели стыдятся смотреть в глаза своим жертвам. А тут такая наглость. Почему?
Дальше еще интереснее. Узнав о смертном приговоре Христу, Иуда несется к первосвященникам: «Согрешил я, предав кровь невинную!» Возвращает деньги. И — удавливается.
Стоп. Если ты предал человека из корысти или ненависти, то почему потом кончаешь с собой? Обычно предатели спокойно живут с результатами своих поступков. А здесь что-то совсем другое.
Казначей с нечистыми руками
Иуда ведал общей казной апостолов. Довольно ответственная должность — среди последователей Христа были состоятельные женщины, которые жертвовали немалые суммы. Деньги в основном раздавались бедным, частично шли на пропитание самой общины.
Евангелист Иоанн прямо называет Иуду вором. В греческом оригинале даже жестче — там употреблено слово, которое можно перевести как «воровал постоянно». Удобная позиция для нечистого на руку человека. Кто проверит, сколько именно ты раздал нищим, а сколько прикарманил?
Церковное предание говорит об этом прямо. В одной из стихир Страстной недели поется: «Иуда… глаголеша в себе: предам Того, и приобрящу собранная имения». То есть накопленные богатства.
Картина проясняется. За три года служения Иуда наворовал приличную сумму. Но воспользоваться ею можно было только при одном условии — если апостольская община распадется. А для этого нужно было устранить Христа.
Вот только тридцать сребреников явно не стоили такого риска. Значит, мотив был другой.
Мечты о царской казне
Все апостолы, включая Иуду, видели в Христе будущего земного царя Израиля. Мессию, который изгонит римлян, сметет коррумпированную власть первосвященников и воцарится в Иерусалиме. Они даже спорили между собой, кто займет какие посты в новом правительстве.
А Иуда уже мечтал о должности главного казначея. Представлял, как будет распоряжаться не скромной апостольской казной, а богатствами величайшей империи в истории человечества. Воровство из денежного ящика — детские шалости по сравнению с тем, что открывалось перед ним.
После воскрешения Лазаря популярность Христа достигла пика. Когда Он входил в Иерусалим, толпы устилали Его путь своими одеждами — оказывали царские почести. До заветной цели оставались считанные дни.
И вдруг выяснилось, что Христос не собирается становиться земным правителем.
Подсказка от отца лжи
«Вошел же сатана в Иуду», — пишет евангелист Лука. В православной традиции действие бесов на человека описывается так: злые духи получают доступ к душе через страсти — болезненные наклонности. А главной страстью Иуды была жадность.
Что нашептал диавол своей жертве? Скорее всего, что-то вроде такого плана: «Христос слишком мягок, не решается взять власть в свои руки. Нужно подтолкнуть события. Устрой столкновение с первосвященниками — и Он будет вынужден показать свою силу».
Логика железная. Иуда видел чудеса Христа. Воскрешение мертвых, усмирение бури, изгнание бесов. Кто может убить такого человека? Одно слово — и даже римские легионы рассыплются в прах.
Значит, нужно просто спровоцировать конфликт. А дальше Христос сам все решит.
Расчет, который не оправдался
Теперь становится понятен тот странный поцелуй в Гефсиманском саду. Иуда не прощался с обреченным на смерть человеком. Он приветствовал будущего царя-победителя! Демонстрировал свою лояльность тому, кто через пару часов разгромит врагов и воцарится в Израиле.
Деньги от первосвященников? Мелочь, чтобы не спугнуть их подозрительность. Что такое тридцать сребреников по сравнению с казной будущей империи?
Но расчет не оправдался. Христос не стал сопротивляться аресту. Более того — Он покорно пошел на суд, а к утру был приговорен к распятию.
Все рухнуло. Мечты о царской казне, накопленные за годы воровства деньги (которыми теперь нельзя было воспользоваться открыто), даже право называться учеником Мессии.
Раскаяние без покаяния
Когда Иуда узнал о смертном приговоре, он действительно раскаялся. Но раскаялся не в том, в чем думают многие.
Святитель Иоанн Златоуст объясняет: предатель оплакивал не безвинно осужденного Христа. Он горевал о своей несостоявшейся карьере, о богатстве, которое сам у себя отнял. О том, что принял Мессию за обычного человека и просчитался.
Подлинного покаяния — того, что могло бы его спасти — у Иуды не было. Была только ярость на самого себя за глупость и близорукость.
А сатана, как всегда, довел дело до конца. Сначала обманул посулами несметных богатств, а потом вверг в такое отчаяние, что единственным выходом показалась петля.
«Таково тиранство сребролюбия! — говорит Златоуст. — Ни серебром не воспользовался, ни жизнию настоящею, ни жизнию будущею, но удавился».
Что остается в сухом остатке
История Иуды — это не просто рассказ о предательстве. Это урок о том, как страсть к наживе может ослепить человека настолько, что он перестает видеть очевидное.
Иуда три года ходил рядом с Богом. Видел чудеса, слышал проповеди, был в кругу избранных. Но единственное, что его по-настоящему интересовало — деньги. Сначала украденные из апостольской казны, потом — призрачные богатства несуществующего царства.
Он не понял главного: Христос пришел не затем, чтобы создать еще одну земную империю. Его Царство действительно не от мира сего.
А Иуда до самого конца оставался человеком этого мира. Со всеми его расчетами, амбициями и иллюзиями. И когда иллюзии рассеялись, жить стало незачем.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.