Откровение Иоанна — книга не для слабонервных. Драконы, звери, всадники… Кто-то читает и думает: “Что за бред?” А кто-то видит в каждом символе подсказку о том, что нас ждет. Вторые, кстати, ближе к истине.
За две тысячи лет богословы сломали немало копий, пытаясь разгадать эти загадки. Одни видят в символах конкретных исторических персонажей, другие — вечные духовные истины. А истина, как водится, где-то посередине.
Антон Небольсин из ПСТГУ потратил годы, изучая эти тексты. Его выводы помогают понять: Апокалипсис — не набор страшилок, а руководство по выживанию души в последние времена.
24 старца
И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы (Откр 4:4).
Когда Иоанн увидел этих старцев, он наверняка удивился их количеству. Почему именно двадцать четыре? Цифра неслучайна — она складывается как пазл из двух дюжин.
Двенадцать колен Израилевых плюс двенадцать апостолов равняется полнота Божьего народа. Так считал Андрей Кесарийский, создавший классическое толкование в VI-VII веках. Логично: старцы представляют всю Церковь — от Авраама до последнего христианина.
Но есть другая версия, которую отстаивал Викторин Петавийский еще в начале IV века. По его мнению, двадцать четыре старца — это авторы священных книг Ветхого Завета. Иудейская традиция насчитывала именно столько боговдохновенных писателей.
Третья гипотеза связана с храмовым служением. Царь Давид установил двадцать четыре чреды священников и музыкантов (1 Пар 24, 25). Получается, старцы — это Израиль в молитвенном предстоянии перед Мессией.
Какая версия правильная? Может быть, все сразу. Божественные символы редко имеют только одно значение.
Четыре животных
И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему (Откр 4:6-7).
Эти существа — не зоопарк из Откровения, а элитные войска небесной армии. Они соединяют в себе черты херувимов Иезекииля и серафимов Исайи. От первых взяли четыре лика и множество глаз, от вторых — шесть крыльев и непрестанное славословие “свят, свят, свят”.
Лев символизирует могущество, телец — силу служения, человек — разум, орел — быстроту и высоту полета к Богу. Вместе они представляют всю тварь, объединившуюся в поклонении Творцу.
Интересная деталь: эти животные никогда не устают воспевать Бога. Представьте — вечная служба без выходных и отпусков. Но для них это не тяжкая обязанность, а радость.
Книга за семью печатями
И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр 5:1).
“Тайна за семью печатями” — фраза стала крылатой даже среди тех, кто Библию в руках не держал. А началось все с этой загадочной книги в руке Бога Отца.
Что это за книга? Богословы спорят до сих пор. Викторин Петавийский считал, что это само Священное Писание. Мол, только Христос может раскрыть истинный смысл Библии, а без Него она остается закрытой книгой.
Другие видят здесь Божественный план мироздания. Без жертвенного служения Христа этот план невозможно осуществить. Семь печатей — семь этапов исполнения замысла Божьего.
Андрей Кесарийский объединил обе версии. По его словам, книга означает “премудрую память Божию”, где записаны все судьбы, а также пророчества, которые исполнятся в последние дни.
Когда Агнец берет книгу, вся Вселенная ликует. Наконец-то тайна начинает раскрываться.
Агнец
И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей (Откр 5:6).
Странный герой для книги о конце света — Агнец. Не лев, не орел, не дракон. Беззащитное животное, предназначенное для жертвы. Но именно Он — главное действующее лицо всей истории.
Образ многослоен. Тут и пасхальный агнец из книги Исход, чья кровь спасла евреев от гибели. И жертвенное животное, закалываемое в храме. И невинный Страдалец из пророчества Исайи: “как агнец, веден был Он на заклание” (Ис 53:7).
Но этот Агнец особенный — у Него семь рогов и семь очей. В библейской символике рога означают силу, а очи — всеведение. Получается парадокс: слабое жертвенное животное обладает абсолютной властью и знанием.
Кровь Агнца упоминается в Апокалипсисе постоянно. Ею омывают одежды святые, ею побеждают сатану, ею искупается мир. Смерть становится источником жизни — такова логика Евангелия.
Четыре всадника
Снятие первых четырех печатей сопровождается появлением всадников. Каждый — на коне определенного цвета, каждый несет свою миссию.
Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр 6:2).
Первый всадник — загадка. Белый конь обычно символизирует добро, победа — положительное качество. Древние толкователи видели здесь Самого Христа или торжествующую евангельскую проповедь.
Современные библеисты настроены скептически. Они подозревают в белом всаднике антихриста, который маскируется под Спасителя. Белый цвет — камуфляж, победа — обман.
И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга (Откр 6:4).
Второй всадник понятнее — это война. Рыжий (точнее, огненно-красный) цвет крови, большой меч в руках. Человечество получает “разрешение” убивать друг друга.
Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей (Откр 6:5).
Третий — голод. Черный конь, весы в руках. Еда становится дефицитом, который нужно отмерять граммами.
И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть” (Откр 6:8).
Четвертый — смерть во всех ее проявлениях. Бледный конь (в оригинале — зеленый, цвет разложения), всадник с именем Смерть, за которым следует ад.
Кстати, власть четвертого всадника ограничена четвертой частью земли. Даже в апокалиптические времена Бог не дает злу полной свободы.
Два свидетеля
И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр 11:3).
Древние толкователи не сомневались: два свидетеля — это конкретные люди, которые явятся перед концом мира. Андрей Кесарийский называл имена — Енох и пророк Илия. Оба были взяты на небо живыми, оба должны вернуться для последнего свидетельства о Христе.
Современная библеистика смотрит шире. Два свидетеля — символ всей истории Церкви от апостолов до Второго пришествия. Тысяча двести шестьдесят дней — это символическое время испытаний.
Число “два” неслучайно. По закону Моисея, для подтверждения истины нужны показания двух свидетелей. Церковь свидетельствует о Христе не в одиночку, а соборно.
Вретище — грубая траурная одежда. Проповедь истины в этом мире всегда сопряжена с печалью о человеческом упорстве во грехе.
Жена, облеченная в солнце
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд (Откр 12:1).
Этот образ — один из самых величественных в Апокалипсисе. Жена, сияющая как солнце, попирающая луну, увенчанная звездами. Космические масштабы красоты.
Толкование однозначно: это Церковь. Солнце — слава Божия, которой она облечена. Луна под ногами — преходящий мир, который она превосходит. Двенадцать звезд — двенадцать апостолов или двенадцать колен Израилевых.
Жена рождает сына. Древние толкователи видели здесь образ каждого христианина, рождаемого Церковью в духовную жизнь. Современные библеисты чаще говорят о Христе, рожденном ветхозаветным народом Божиим.
Муки родов — это страдания Церкви в этом мире. Но результат стоит боли: рождается новое человечество.
Дракон
И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами (Откр 12:3).
Сам Апокалипсис разъясняет символ: это “древний змий, называемый диаволом и сатаною” (Откр 12:9). Образ собирательный — тут и змей из Эдема, и морские чудовища из древних мифологий.
Семь голов — полнота зла, десять рогов — абсолютная сила. Красный цвет — кровь и разрушение. Хвост, увлекающий треть звезд с неба, — способность совращать даже ангелов.
Дракон не действует в одиночку. Он мобилизует человечество через своих представителей — двух зверей. Зло всегда стремится создать свою псевдоцерковь.
Два зверя
Тринадцатая глава представляет зверя из моря и зверя из земли. Они работают в тандеме — один принуждает, другой обольщает.
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами (Откр 13:1).
Первый зверь — воплощение грубой силы и богохульства. Он получает власть от дракона и использует ее для преследования святых. Многие толкователи видели здесь Римскую империю времен гонений на христиан.
И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон (Откр 13:11).
Второй зверь хитрее. Он выглядит как агнец — кротко и безобидно, но говорит как дракон. Это мастер обмана, творец ложных чудес. В дальнейшем тексте он именуется лжепророком.
Рога “подобные агнчим” — пародия на Христа. Зло всегда подражает добру, но в искаженном виде. Задача второго зверя — заставить людей поклониться первому.
Великая блудница и Новый Иерусалим
Апокалипсис завершается противопоставлением двух женских образов. Один отвратителен, другой прекрасен. Один обречен на гибель, другой — на вечность.
И я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными (Откр 17:3).
Великая блудница Вавилон — анти-Церковь, единение людей в грехе. Она сидит на том же звере, который преследовал жену, облеченную в солнце. Сатанинское единство против Божественного.
Блуд здесь не только в прямом смысле, но и в духовном — неверность Богу, поклонение ложным идолам. Вавилон опьяняет народы “вином своего блудодеяния”.
И показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога (Откр 21:10).
Новый Иерусалим — полная противоположность. Это невеста Агнца, символ совершенного единения верующих с Богом. Здесь доминирует число двенадцать — знак полноты Церкви.
Город не нуждается ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец
Два города, две судьбы. Выбор за каждым из нас.
Почему Апокалипсис написан языком символов
Неподготовленный читатель часто раздражается: “Зачем так сложно? Нельзя было написать проще?”
Можно понять такое недоумение. Но божественные истины нельзя изложить языком хозяйственных сводок. Бог бесконечен, а человеческий язык ограничен. Символы — это попытка передать непередаваемое.
Кроме того, Апокалипсис насквозь пропитан ветхозаветными образами. Это резюме всей Библии, свод ее основных тем и мотивов. Читая Откровение, мы заново проходим через всю священную историю.
Большинство символов имеют ясные библейские корни. Дракон — это змей из Эдема, Агнец — пасхальная жертва, жена в солнце — народ Божий. Контекст Писания помогает понять смысл.
Сложность языка требует от читателя духовного труда. Легко понятые истины быстро забываются. А то, что добыто усилием, остается в сердце навсегда.
Многослойность символов отражает бездонность Божественной мудрости. Одни и те же образы могут иметь разные значения на разных уровнях. Это не недостаток текста, а его богатство.
Полное понимание Апокалипсиса придет только тогда, когда исполнится все, что в нем написано. “Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан” (1 Кор 13:12).
Техника безопасности при чтении Откровения
Чтобы не наломать дров, читая Апокалипсис, нужно соблюдать простые правила:
- Читать в контексте всей Библии. Откровение — финал священной истории, а не отдельная книга. Особенно важны пророки Иезекииль, Даниил, Захария, книга Исход и второй псалом.
- Обращаться к святоотеческим толкованиям. Андрей Кесарийский, Ипполит Римский, Мефодий Олимпийский, Августин — эти авторы заложили основы правильного понимания.
- Изучать работы серьезных современных библеистов. Николай Орлов, Глубоковский, Сергий Булгаков, Ианнуарий (Ивлиев) — их труды помогают избежать крайностей.
Апокалипсис — не страшилка для пугания грешников и не календарь конца света. Это книга о победе добра над злом, о торжестве Божьей любви над человеческим упорством во грехе.
Читая ее правильно, мы не только узнаем о будущем, но и лучше понимаем настоящее. Ведь духовная борьба между Агнцем и драконом идет не только в последние дни — она происходит здесь и сейчас, в каждом человеческом сердце.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.