«И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт 18:20)
Что скрывается за выражением «Содом и Гоморра»
Когда слышишь «Содом и Гоморра», сразу понимаешь — речь о чём-то ужасном. Это выражение въелось в русский язык намертво и означает полнейший разврат, хаос, безнравственность. А если копнуть глубже — ещё и невыносимый шум, суматоху, когда всё летит в тартарары.
Названия двух древних городов превратились в нарицательные имена неспроста. Жители этих мест умудрились прославиться на века — правда, с самой чёрной стороны. Жадность, черствость душевная, эгоизм чудовищный плюс такое распутство, что даже всемилостивый Бог не выдержал. Результат предсказуем — огненный дождь с неба, который стёр города с лица земли.
Интересно, что в обычной болтовне мы частенько употребляем это выражение, даже не задумываясь о библейских корнях. «Опять у соседей содом и гоморра» — и все понимают, что творится что-то неприличное.
Почему говорят неправильно — «садом и гамора»
В редакцию частенько приходят письма с просьбой рассказать про «садом» и «гаморu». Но тут засада — в русском языке установилось написание через «о»: Содом и Гоморра. Так передали греки еврейский оригинал, а мы уже переняли от них.
Откуда берётся путаница с «садом»? Видимо, народная этимология срабатывает — людям кажется логичным связать название с садом, особенно когда вспоминают про плодородие тех земель. Но филологи тут беспощадны — только через «о».
Где искать следы исчезнувших городов
История Содома и Гоморры дошла до нас практически исключительно через Библию. Остальные древние авторы, когда описывали пустынные берега Мёртвого моря, лишь пересказывали то, что уже знали из Священного Писания. Никаких независимых источников не сохранилось — или пока не найдено.
Расцвет этих городов приходится на первую половину второго тысячелетия до нашей эры. Тогда в этих краях жил патриарх Авраам, который собственными глазами видел последствия катастрофы — столб дыма над руинами поднимался к небу.
Археологи уже сколько десятилетий ищут остатки древних поселений вокруг Мёртвого моря и даже на его дне. Логика простая — в 14-й главе Бытия сказано, что города располагались рядом с долиной Сиддим, которая теперь часть солёного озера.
В 2021 году организация Comet Research Group выдала сенсацию: мол, раскопки Телль эль-Хаммам в Иордании — это и есть тот самый Содом. Картина разрушения действительно впечатляет: взрыв расплавил известняк и глинобитные стены, выживших не осталось, а соль разбросало на километры вокруг. Одна проблема — датировка указывает на 1650 год до Рождества Христова, что несколько позже библейских событий.
Другие исследователи склоняются к южному направлению поисков. Там, в районе древних Баб эд-Дра и Нумейра, тоже обнаружены следы городов, уничтоженных природной катастрофой и последующими завоеваниями. Гипотез много, но окончательного ответа пока нет.
Зато бесплодная земля вокруг Мёртвого моря до сих пор напоминает о небесной каре. Местность действительно выглядит проклятой — ни травинки, ни деревца.
Библейская хроника событий
Первое упоминание Содома и Гоморры встречается в 10-й главе Бытия — там говорится, что города находились на границах владений хананеев, народа, который жил в Палестине до прихода евреев.
А дальше начинается семейная драма. В 13-й главе рассказывается, как праведный Авраам и его племянник Лот делили территорию для выпаса скота. Лот выбрал окрестности Иордана — земли там были невероятно плодородными, настоящий рай на земле. Беда в том, что рядом располагались Содом и Гоморра, жители которых, как деликатно выражается Писание, «были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт 13:13).
Лот недолго думая переселился прямо в Содом. Решение это принесло ему кучу неприятностей. Однажды местные цари взбунтовались против Эламского царства (территория современного Ирана), и эламский правитель с союзниками пошёл войной на непокорные города. Разгромили, разграбили, а заодно увели в плен и Лота. Хорошо, что дядя Авраам не бросил родственника — напал на вражеский отряд и освободил племянника.
Какие преступления совершали жители
Но военные неприятности были цветочками по сравнению с тем, что Лоту приходилось наблюдать ежедневно. Апостол Пётр прямо пишет, что праведный Лот «ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет 2:7–8). Никакие богатства города не могли компенсировать душевные страдания.
Что же такого творилось в Содоме, что даже милосердный Бог исчерпал запас терпения?
Пророк Иезекииль раскрывает карты: «беззаконие Содомы… таково: гордость от пресыщения хлебом и обилия вина, и роскошествовали она и дочери её; руки убогому и нищему они не простирали» (Иез 16:49). Плодородная земля, «как сад Господень», сделала содомлян богатыми. А богатство, как водится, породило гордыню.
Утопая в роскоши и презирая бедных, жители незаметно для себя опустились до животного уровня. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает: гордыня окаменила их сердца, они приобрели плотской образ мысли, предались злодеяниям и сладострастию, включая противоестественное (Иуд 1:7).
В погоне за плотскими удовольствиями содомляне дошли до физического насилия и нарушали священнейший для Ближнего Востока обычай гостеприимства. А это уже было совсем за гранью.
Последняя ночь перед катастрофой
Господь долго терпел нечестие городов. Он даже обещал Аврааму пощадить их, если найдётся хотя бы десять праведников. Но даже такого мизерного количества порядочных людей там не нашлось.
Когда пришло время расплаты, Бог послал ангелов вывести Лота с семьёй. История финальной катастрофы описана в 19-й главе Бытия:
«Солнце взошло над землёю, и Лот пришёл в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и всё произрастание земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (Быт 19:23–26).
Помимо Содома и Гоморры погибли города Адма и Севоим. Вместе с Сигором они составляли союз Пятиградия. Сигор уцелел только потому, что служил убежищем для Лотовой семьи.
Состояние земли после катастрофы описано во Второзаконии: «сера и соль, пожарище — вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима» (Втор 29:23).
Впоследствии пророки, апостолы и сам Иисус Христос постоянно ссылались на Содом и Гоморру как на пример беззаконного общества, заслужившего небесную кару. «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис 1:9).
Сегодня о Содоме и Гоморре чаще всего вспоминают в связи с противоестественными проявлениями плотской страсти — отсюда и понятие «содомия». В переносном смысле «содом» встречается в литературе. Грибоедов в «Горе от ума» вкладывает в уста персонажа: «А? бунт? ну так и жду содома».
Пруст и литературная традиция
В европейской литературе содомский грех периодически всплывал — то в сатирическом ключе (как в «Декамероне» Боккаччо), то в обличительном (средневековая поэма Этьена де Фужера «Книга о нравах»). Но серьёзное внимание писатели уделили этой теме только в Новое время.
Марсель Пруст в романе «Содом и Гоморра» — четвёртой части семитомника «В поисках утраченного времени» — изобразил скучающее светское общество и ужасающую главного героя тайну об однополых отношениях. Оказывается, в эти связи вовлечены не только порочные дворяне, но и его возлюбленная Альбертина.
Главный герой, как добропорядочный гражданин, испытывает отвращение к происходящему. Здесь, как и в Библии, прослеживается связь между пресыщенностью и склонностью к безудержному распутству. Когда всё есть, начинаешь искать извращённые удовольствия.
Художественные интерпретации трагедии
Художники не могли пройти мимо столь драматичного сюжета. На полотнах можно увидеть сам момент гибели нечестивых городов — огненный дождь, испепеляющий всё живое.
Одна из самых известных картин принадлежит кисти Джона Мартина «Гибель Содома и Гоморры» (1852). Основную часть полотна занимает ярко пылающее пламя, с невероятной силой сокрушающее постройки. Багровые языки огня и тёмно-серый смрадный дым выражают гнев Божий, а молния направлена к окаменевшей жене Лота, так и не расставшейся сердцем с порочным городом.
В центре других произведений — семья Лота. На фреске Рафаэля Санти (1519) Лот с дочерьми, убегающие в Сигор, охвачены одним стремлением — поскорее покинуть гибельное место.
Иное видение у Гюстава Доре (1896). Катастрофа изображена менее детально, но занимает треть картины. Главная особенность — Лот смотрит не в землю, а на небо, показывая, что в ужасных обстоятельствах праведник уповает на Бога.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.