Вопрос о подлинной структуре мира стар как само человечество. Люди веками ищут окончательный ответ, некую универсальную схему, которая объяснила бы все. Но что если сама постановка вопроса неверна? Возможно, правда не в том, чтобы найти одну «правильную» карту реальности среди сотен ложных, а в том, чтобы научиться читать ту, что уже дана нам. Источники этой информации разбросаны повсюду, но один из самых глубоких и одновременно самых неверно понятых — это древние тексты, в частности Библия, если рассматривать ее не как религиозную догму, а как философский трактат о природе бытия.
Попытка понять мир — это всегда попытка понять свое место в нем. Можно до бесконечности спорить о преимуществах одной системы верований над другой, как это делают последователи разных религий, но все эти споры вращаются вокруг внешних форм. Подлинный же поиск направлен внутрь. И именно там, как ни странно, находятся ключи к пониманию внешнего.
Видимое и невидимое
В библейских текстах есть одна поразительно лаконичная и емкая формула: из невидимого произошло видимое. В этой короткой фразе скрыта целая космогоническая теория. Обычно мы привыкли мыслить категориями сотворения: был некий материал, и из него сделали объект. Но здесь говорится о другом. Невидимое не является материалом для видимого. Оно является его причиной, его первоисточником.
Это можно сравнить с замыслом и его воплощением. Архитектор держит в уме образ будущего собора — это и есть невидимое. Чертежи, расчеты, само строительство и наконец готовое здание — это уже видимое, проявленное. Но собор не сделан из замысла. Он сделан по замыслу. Видимое — это временное эхо, отражение вечного невидимого. Оно существует какое-то время, а затем ветшает и разрушается, но сам замысел, сама идея собора, остается вечной и может быть воплощена снова. Эта концепция позволяет совершенно иначе взглянуть на окружающий мир. Он перестает быть просто набором случайных физических объектов и становится осмысленным текстом.
Иллюзия физического мира
Если принять идею о том, что наш мир — это воплощение невидимого замысла, то следующий шаг в рассуждениях приводит к довольно радикальному выводу. А насколько реален этот «физический» мир, который мы воспринимаем нашими органами чувств? Священные тексты говорят: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им». Ключевое слово здесь — «явил». Не «создал и поставил перед ними», а именно явил. Явление — это нечто, что существует в восприятии.
Эта мысль перекликается с древними учениями Востока о майе, иллюзорной природе мира, и с платоновским мифом о пещере, где люди видят лишь тени истинной реальности. Наше убеждение в незыблемой материальности всего сущего может быть просто следствием устройства нашего сознания, которое для удобства упрощает многомерную реальность до трехмерной картинки. В конце концов, что мы видим? Не сами предметы, а лишь отраженный от них свет, который наш мозг затем достраивает в объемное, цветное и четкое изображение. Это уже само по себе акт творения, происходящий ежесекундно.
Люди, рожденные слепыми и получившие зрение в сознательном возрасте, часто говорят не о восторге, а о разочаровании. Их внутренний, тактильный, слуховой мир был сложнее и богаче, чем та «плоская» картинка, которую им предложили глаза. Они получали информацию о мире по другим каналам, и она была иной. Выходит, что объективной картинки мира не существует в принципе — есть лишь разные версии восприятия.
Роль сознания
И здесь мы подходим к главному. Если мир — это явление, то кто же его воспринимает? Кто тот зритель, для которого разворачивается это грандиозное представление? Ответ, который дают многие духовные традиции, прост и одновременно сложен для понимания: сам зритель. Фраза «Царствие Божие внутрь вас есть» — это не просто красивая метафора. Это прямое указание на то, что все миры, все реальности, вселенная и ее законы находятся не где-то снаружи, а разворачиваются внутри сознания.
Параллельные миры, тонкие планы, астральные путешествия — все это не перемещения в пространстве, а переключение регистров самого сознания. Оно способно воспринимать реальность на разных уровнях. Для одного человека мир — это твердая, предсказуемая материальная структура. Для другого — поле энергий и вибраций. И оба они правы, потому что каждый живет в той вселенной, которую способно воспринять его сознание. «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше», — сказано в Послании к Коринфянам. Не в смысле собственности, а в смысле того, что все это — инструменты для развития сознания, элементы его внутренней вселенной.
Именно здесь кроется разгадка понятия «младенцев во Христе». Речь не о возрасте или интеллекте. Младенческое сознание — это сознание, отождествляющее себя со своим телом, со своей социальной ролью, со своими убеждениями. Оно воспринимает мир буквально. «Я — Павлов», «я — Аполлосов» — это и есть формула разделения, формула плотского, младенческого ума. Духовный рост — это переход от буквального восприятия к символическому, когда человек начинает видеть за видимыми формами невидимое содержание.
Бог как первопричина
Такой взгляд на мир полностью меняет и представление о Боге. Из внешнего демиурга, некоего всемогущего инженера, Он превращается в тотальный, всеобъемлющий принцип бытия. Критика идеи Бога, который что-то непрерывно создает из некоего вечного ресурса, совершенно справедлива. Она порождает логические тупики. Но если Бог — это не внешний деятель, а сама ткань реальности, то все становится на свои места. «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас». Он не где-то там, Он везде.
Бог не «создает» мир в нашем человеческом понимании. Он «являет» его из Самого Себя, внутри Себя. Наша вселенная — это мысль в Божественном Уме, если позволено будет так выразиться. А мы — не отдельные от Него существа, а частицы этого Ума, которым дана возможность осознать самих себя. Мы как бы пребываем одновременно и в Боге, и в Его творении, как актер находится и на сцене, и в роли. Ошибка плотского сознания в том, что оно принимает роль за свою истинную сущность.
Иногда человек может на мгновение выйти за пределы своей роли. Личный опыт видения будущего, о котором упоминалось ранее, — это не столько мистика, сколько краткий проблеск этой всеобъемлющей структуры. Если вся наша жизнь уже записана в некой «книге жизни», то при определенных условиях сознание может «заглянуть» на следующие страницы. «Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Это не фатализм. Это указание на то, что наша реальность куда сложнее и многомернее, чем кажется на первый взгляд.
И в конечном счете, поиск правды о мироздании возвращает нас к самим себе. Какой бы ни была истинная структура мира, ключ к ее пониманию лежит не в телескопах и не в древних фолиантах, а в глубинах нашего собственного сознания.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.