Мало кто из демонов способен внушать такой трепет и одновременно вызывать столько споров, как Вельзевул. Этот древний властитель тьмы, чьё имя эхом отзывается в веках, остаётся одной из самых загадочных фигур инфернальной иерархии.
Истоки божественного падения
Корни Вельзевула уходят в глубокую древность, когда филистимляне и хананеяне почитали его как Баал-Зебуба. В тех далёких временах главный оракул этого божества располагался в городе Аккарон — месте, где люди искали ответы на свои самые сокровенные вопросы.
Показательна история с израильским царём Охозией. Занемогший правитель отправил послов к Баал-Зебубу с вопросом о своём выздоровлении. Но этот поступок стал последним в его жизни — Яхве покарал царя смертью за обращение к чужому божеству.
«Выздоровею ли я от сей болезни?» — последние слова царя, обращённые к тёмному божеству
Само имя «Баал-Зебуб» переводится как «повелитель мух», и вокруг этого названия сплелась целая паутина легенд. Хананеяне изображали своего бога именно в образе мухи, наделённой атрибутами высшей власти — археологи до сих пор находят подобные артефакты.
Многоликость имени и сущности
Древние источники предлагают несколько объяснений происхождения имени Вельзевула. Жан Боден в своём труде «О демономании ведьм» утверждал странную деталь: в храме Вельзевула никогда не было ни одной мухи. Другие исследователи полагают, что он был «мушиным богом», защищавшим людей от укусов насекомых и покровительствовавшим врачебному искусству.
Существует версия, что жрецы делали предсказания, наблюдая за полётом мух. А ещё говорят, будто Вельзевул наслал на Ханаан чуму вместе с роем мух. Кровавые жертвы на алтарях его статуй естественным образом привлекали насекомых, что могло стать основой для подобных представлений.
Авторы «Молота ведьм» Шпренгер и Инститорис трактовали имя метафорически: мухи символизировали грешные души, покинувшие своего истинного жениха — Христа — и ставшие «жёнами» Вельзевула.
Зороастрийская традиция внесла свою лепту в формирование образа. Там животные, связанные с падалью и нечистотами, включая мух, относились к царству Ахримана. Демон смерти Насу представлялся в облике отвратительной трупной мухи, прилетавшей забрать душу умершего.
Трон рядом с Люцифером
В христианской традиции Вельзевул занял место рядом с Сатаной, став его ближайшим соратником и соправителем. Фарисеи и книжники обвиняли Иисуса Христа в том, что он «имеет в себе Веельзевула» и изгоняет бесов его силой.
«Завет Соломона» третьего века представляет Вельзевула как князя демонов, которого призвал к себе мудрый царь. Демон является в окружении языков пламени, грозно кричит, но вынужден подчиниться магическому перстню Соломона.
В этом тексте Вельзевул рассказывает о себе:
«Я был первым ангелом в первых небесах, которые назывались Beelzeboul. А теперь я управляю всеми, кто связан в Тартаре»
Его методы воздействия на мир поражают своей изощрённостью. Он свергает королей, заключая союзы с тиранами; даёт каждому человеку личного демона; возбуждает священников к ересям; вдохновляет на зависть, убийства и войны.
Князь первого чина
Демонологи разных эпох по-разному определяли место Вельзевула в адской иерархии. Роберт Бёртон в «Анатомии меланхолии» называл его князем первого чина демонов — «псевдобогов», желающих получать божественные почести.
В «Чёрном Вороне», приписываемом доктору Фаусту, Вельзевул выступает одним из четырёх губернаторов преисподней. Нидерландский каталог 1596 года присваивает ему титул «гранд-мастера, суверенного командора и лорда адского царства».
Интересно распределение семи смертных грехов у Петра Бинсфельда — Вельзевул оказался ответственным за чревоугодие. Французский трубадур Рауль де Гудан описывал адское пиршество короля Вельзевула, а Джакомино Веронский изображал его как повара, готовящего души грешников.
В иерархии Иоганна Виера Вельзевул стоит во главе Адской империи, превосходя даже Сатану и Люцифера. Он основал Орден Мухи, объединивший Молоха, Ваала, Адрамелеха и других могущественных демонов.
Ужасающие воплощения
Средневековые гримуары описывают множество форм, в которых может являться Вельзевул. «Истинный гримуар» перечисляет его обличья: безобразный телёнок, отвратительный козёл с длинным хвостом, белая муха невероятных размеров или огромное крылатое существо.
Доктору Фаусту он предстал особенно жутко — с волосами телячьего цвета, бычьей головой и страшными ушами. Тело его было косматым, а за спиной росли колючие крылья наполовину белые, наполовину зелёные. Из-под крыльев вырывались языки пламени, а хвост напоминал коровий.
Марчелло Палиндженио в «Зодиаке жизни» изобразил Вельзевула как монарха ада невероятно высокого роста. На его лбу красовалась огненная повязка, грудь была раздута, лицо опухшее при крайне угрожающем выражении. Глаза метали искры, ноздри зияли, а на голове возвышались два рога.
В гневе демон изрыгает потоки воды или пламени и воет по-волчьи. Его появление сопровождается громовыми раскатами и клубами густого дыма.
Магические призывы и договоры
Заклинатели с раннехристианских времён использовали имя Вельзевула в своих ритуалах. Его призывали как одного из адских начальников, способного принудить явиться более мелких демонов.
«Истинный гримуар» называет его одним из трёх властителей злых духов наряду с Люцифером и Астаротом. Для его вызова необходимы особые символы, начертанные кровью вызывателя или морской черепахи. Альтернативный способ — гравировка знаков на изумруде или рубине.
МакГрегор Матерс предупреждал об опасности подобных практик:
«Вызов таких страшных сил как Амаймон, Егин и Вельзевул вероятно привёл бы к мгновенной смерти заклинателя»
Главными слугами Вельзевула считаются Тарчимач и Флеврети, обитающие в Африке. Эти демоны служат посредниками между своим господином и человеческим миром.
Одержимость и экзорцизм
История сохранила множество случаев одержимости Вельзевулом. В 1563-66 годах он вместе с другими демонами владел Николь Обри из Вервена. Изгнание его стало особенно трудным — демон вышел из уст одержимой в виде громадного вола и исчез в клубах дыма.
В конце XVI века Вельзевул вселился в Марту Брасье во Франции и пророчествовал её устами. Он был одним из 6666 демонов, терзавших сестру Мадлен Демандоль в монастыре святой Урсулы в начале XVII века.
По сообщению дьявола Ваалберита, в небесах Вельзевул был князем Серафимов, следующим после Люцифера. Первыми из этого чина пали именно Люцифер, Вельзевул и Левиафан. Теперь Вельзевул склоняет людей к гордыне, а противостоит ему святой Франциск.
Ведьмовские шабаши
Ведьмы и колдуны особенно почитали Вельзевула на своих сборищах. В 1595 году монах Жан дель Во из нидерландского аббатства Стабло признался без пыток в поклонении Вельзевулу на шабашах.
Ведьмы целовали следы его ног, а перед пиршеством произносили молитву:
«Во имя Вельзевула, нашего Великого Господина и Властителя»
Ведьма Дидим из Фландрии рассказывала о его появлении на шабаше. Обычно он являлся голым, с человеческим волосатым телом, но с утиными лапами вместо ног. У него был длинный хвост с кистью на конце, человеческое лицо с большим ртом и выпученными глазами, тонкие рога и крылья летучей мыши.
На один из шабашей он явился в плаще доминиканского монаха, и ему был принесён в жертву младенец.
Современные проявления
Даже в XX веке продолжались случаи одержимости Вельзевулом. В 1928 году он покинул Анну Экланд после длительного экзорцизма, проведённого вместе с «кошмарным роем» других демонов.
Известный оккультист Алистер Кроули в конце XIX века вызвал Вельзевула и 49 подвластных ему дьяволов, послав их преследовать своего конкурента МакГрегора Матерса в Париже.
По утверждению доктора Батайля, Баал-Зебубу поклоняются секты дьяволопоклонников в Индии и Сингапуре. Китайская секта Сан-Хо-Хой якобы хранит пук волос с воплощения Вельзевула как знак его покровительства.
Второй трон в иерархии зла
Какими бы ни были разночтения в различных источниках, одно остаётся неизменным — Вельзевул занимает второе место в адской иерархии после Сатаны. Этот древний властитель, прошедший путь от языческого божества до христианского демона, сохранил своё влияние через тысячелетия.
Его образ воплощает трансформацию религиозных представлений, показывая, как боги одних народов становятся демонами других. Вельзевул — это не просто злой дух, а символ вечной борьбы между различными духовными традициями.
В современной практической магии его имя по-прежнему используется теми, кто ищет власть и влияние. Но следует помнить предупреждения древних — общение с подобными силами требует исключительной осторожности и глубокого понимания последствий.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.