Змиулан — фигура в славянских мифах непростая. Его не поставишь в один ряд с понятными богами вроде Перуна или Сварога. Те отвечают за небо, огонь, порядок. Змиулан — существо из другого теста. Его часто рисуют как злодея, противника светлых сил, почти как дьявола. Но это упрощение.
Он не злодей из сказки, а скорее… стихия. Дикая, неуправляемая, чуждая человеческому порядку. Он — воплощение того, что было до богов и людей, и того, что останется после. Его родство со Змеем Горынычем и Огненным Змеем — это попытки фольклора как-то объяснить и упаковать эту древнюю, непонятную силу в более знакомый образ.
Водная стихия
Почему именно вода? Дело тут не в любви к плаванию. В мифологии вода — это граница. Особенно стоячая, темная вода колодцев или подземных рек. Это проход в Навь, в мир духов, в изнанку нашего мира. И Змиулан — страж этого прохода. Он не просто «бог источников», он тот, кто сидит на дне и держит ключ от двери.
То же самое и с тучами. Он не просто вызывает дождь. По мифам, он крадет небесную влагу, запирает ее. Из-за этого начинается засуха, беда. И Перуну приходится силой выбивать из него эту воду. То есть Змиулан контролирует ресурс, от которого зависит жизнь. Он может дать воду, а может и не дать. Это делает его фигурой не столько злой, сколько опасной и непредсказуемой.
Магия
Теперь понятно, почему к нему обращались в заговорах. Сразу к делу: к Змиулану шли не за светлой любовью и семьей. Для этого есть Лада и Мокошь. К нему шли за другим. Речь о страсти. О той, что похожа на наваждение, что ломает волю и заставляет человека забыть обо всем. Животная, змеиная страсть.
Обращение к нему — это попытка натравить одну стихийную силу на другую. Натравить хаос Змиулана на волю конкретного человека. Это всегда риск. Можно получить желаемое, но какой ценой? Такие вещи редко проходят бесследно.
Змея подколодная, змея подпороговая, не шипи, не жаль, а вползи в сердце раба (имярек). Вползи, обвейся, тоской черной завейся. Чтоб не ел, не спал, меня одну искал. Как змея кожу бросает, так он всех других забывает. Замок в пасти змеи, ключ в воде. Да будет так.
Такие формулы — это не просто слова. Это попытка договориться с силой, которая тебе не подчиняется. И надеяться, что она не укусит тебя самого.
Фольклор
Сюжет, где герой или бог бьется со змеем, — один из самых древних в мире. Это не просто сказка про добро и зло. Это миф о сотворении порядка. Есть первобытный Хаос (Змей), который владеет всеми сокровищами мира (водой, огнем, скотом). И есть Герой (Перун), который побеждает Хаос и распределяет эти сокровища, создавая устроенный мир.
В славянских сказках этот сюжет повторяется постоянно. Змиулан, или его варианты вроде Зиланта Змеулановича, всегда выступает как могучий противник. Он не трус, он не прячется. Он — царь своего мира, и он защищает свое. Вот как это показано в одной из сказок:
«…Королевна видит беду неминучую, высылает Зиланта Змеулановича. Загремел Зилант, выходя из железного гнезда, а висело оно на двенадцати дубах, на двенадцати цепях. Несется Зилант как стрела на орла…»
Железное гнездо, цепи, двенадцать дубов — все это говорит, что он не отсюда, не из нашего, человеческого мира. Он — представитель другой, древней силы. И его поражение — это необходимое условие для того, чтобы мир людей мог существовать спокойно. Хотя бы какое-то время.
А ты что думаешь?
Будем рады вашему мнению. Оставьте комментарий.